№2-2393/2011 о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периодов осуществления трудовой деятельности



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-2393

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

Салехардский городской суд Ямало-ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Богомягковой О.В.,

при секретаре судебного заседания:      Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением,

У С Т А Н О В И Л:

Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Управление строительства Уренгойской ГРЭС в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций 4 разряда. В 1986 году в составе указанного управления было образовано Монтажное управление №3 «Уренгойэнергостроймонтаж», куда с ДД.ММ.ГГГГ он был переведен в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций 4 разряда. ДД.ММ.ГГГГ он был переведен в Строительное управление-1 «Уренгойгрэсстрой» монтажником железобетонных и стальных конструкций в СУ-1, где проработал до ДД.ММ.ГГГГ. Он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в чем ему было отказано из-за отсутствия специального стажа. Период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был засчитан ответчиком в его специальный стажа, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку отделом кадров в его трудовой книжке было неправильно указано наименование его должности. Просил суд обязать ответчика включить стаж его работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Монтажном управлении №3 «Уренгойэнергостроймонтаж» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Строительном управлении-1 «Уренгойгрэсстрой».

В судебном заседании истец Б. и его представитель М. уточнили заявленные требования, просили суд признать решение ответчика №48 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать ответчика включить стаж его работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Монтажном управлении №3 «Уренгойэнергостроймонтаж» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Строительном управлении-1 «Уренгойгрэсстрой», обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика А., действующая на основании доверенности, требования иска не признала. Суду пояснила, что основания для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют, поскольку Списком №2 от ДД.ММ.ГГГГ право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости имеют монтажники стальных и железобетонных конструкций. Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по 34ДД.ММ.ГГГГ был учтен ответчиком по нормам п.п.2 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Между тем спорные периоды пенсионным органом при назначении пенсии истцу учтены быть не могут, поскольку в его трудовой книжке и архивной справке № 1997 от ДД.ММ.ГГГГ указано, что он работал монтажником железобетонных и металлических конструкций. Указана должность Списком №2 не предусмотрена, тождественность должностей не установлена.

Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые были длительное время заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

В силу п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона:

    мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В соответствии с п.2 ст. 28 этого Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.1-10п.1 ст.27 и п.п.7-9 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, указанным в п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применяется Список №2 производств, работ и профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №10 ( далее по тексту – Список №2 от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с разделом ХХ1Х Списка №2 от ДД.ММ.ГГГГ и разделом ХХУ11 Списка №2 от ДД.ММ.ГГГГ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (позиция: 22900000а-14612).

    Условия назначения трудовой пенсии по старости, ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, применяются в том случае, если застрахованное лицо проработало на соответствующих видах работ не менее половины требуемого срока по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а в случае назначения трудовой пенсии по старости в период с 1.01. по ДД.ММ.ГГГГ – на день, с которого назначается эта пенсия.

Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие закона « О трудовых пенсиях в РФ» уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда.

В силу п.9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу этого федерального закона.

На основании ст.96 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период трудовой деятельности истца в особых условиях, трудовой стаж подтверждался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке организациями.

Как следует из материалов дела, истец имеет общий стаж работы более 25 лет. На день обращения за пенсией ему исполнилось 52 лет.

Решением ответчика № 48 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» из-за отсутствия такого права. При этом из специального стажа, дающего такое право, исключены периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Монтажном управлении №3 «Уренгойэнергостроймонтаж» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Строительном управлении-1 «Уренгойгрэсстрой» по причине не соответствия должности Списку №2.

Как установлено в судебном заседании, стаж работы истца Бондарева А.В. в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Монтажном управлении №3 «Уренгойэнергостроймонтаж» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Строительном управлении-1 «Уренгойгрэсстрой» подтверждается не только записью в его трудовой книжке, но также и показаниями свидетелей, другими материалами дела.

Из копии трудовой книжки истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Управление строительства Уренгойской ГРЭС в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций 4 разряда, где работал до ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичное наименование должности истца содержит копия приказа Управления строительства Уренгойской ГРЭС № 162-л от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, правильное наименование должности истца - монтажник стальных и железобетонных конструкций.

Согласно копии приказа №4-л от ДД.ММ.ГГГГ Монтажного управления №3 и копии трудовой книжки истца, с ДД.ММ.ГГГГ6 года истец Б. был переведен в Монтажное управление №3 «Уренгойэнергостроймонтаж» в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций 4 разряда, где работал до ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ истец Б. принят в порядке перевода на должность монтажника железобетонных и стальных конструкций в Строительное управление-1 «Уренгойгрэсстрой», где проработал до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Из взаимосвязанных положений ст. 19 и ч. 1 ст. 39 Конституции РФ вытекают принципы равенства в условиях получения трудовых пенсий и всеобщности права на пенсионное обеспечение.

Разрешая спор, суд исходит из необходимости соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства, а требований о недопустимости ограничения прав и свобод граждан (ч. 1 ст. 19, ст. 55 Конституции РФ).

Суд считает, что неправильная запись должности, в которой работал истец в спорные периоды, отделом кадров в приказах о приеме на работу и в трудовой книжке, не может быть поставлена в вину истцу, тем самым ограничивая его в праве на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах решение ответчика №48 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нельзя признать законным и обоснованным, заявленные периоды работы истца подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Суд учитывает то обстоятельство, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, отражённой в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 2-П, а также в силу ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ правовая определённость и предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения необходимы, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.

Исходя из приведённой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу о необходимости включения оспариваемых периодов трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учётом оспариваемых периодов работы стаж истца является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Указанное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Пунктом 23 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» установлено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

Таким образом, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика назначить трудовую пенсию по старости Б. с момента обращения в пенсионный орган, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст.88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Б. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> №48 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> засчитать Б. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Монтажном управлении№3 «Уренгойэнергостроймонтаж» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности монтажника стальных и железобетонных конструкций в Строительном управлении -1 «Уренгойгрэсстрой».

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Салехарде <адрес> назначить Б. досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения «Управление пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес>» государственную в пользу Б. пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                             О.В. Богомягкова.