Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 декабря 2011 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре: Хакимовой З.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании решения Управления федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, которым ему отказано в регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ, мотивировав тем, что отказ необоснован, решение вынесено в противоречии с действующим законодательством.
В судебном заседании заявитель на требованиях заявления настаивал, привел доводы и обстоятельства, изложенные в жалобе.
Представитель Управления федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав заявителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
На основании ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами.
Статья 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, устанавливает, что обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется в письменной форме сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Сообщение об отказе в государственной регистрации прав должно быть выдано заявителю или его представителю лично либо при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя направлено посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении по указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя почтовому адресу.
При наличии в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя указания о предоставлении сообщения об отказе в государственной регистрации прав в электронной форме указанное сообщение также направляется по адресу электронной почты, указанному в таком заявлении или в требовании судебного пристава-исполнителя.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) и в решении суда указано на необходимость осуществить государственную регистрацию прав, она осуществляется без заявления о государственной регистрации прав на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, и документов, ранее помещенных в дело правоустанавливающих документов. В течение трех рабочих дней с момента поступления такого решения суда государственный регистратор обязан уведомить в письменной форме заявителя о поступлении такого решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав по почтовому адресу, указанному в заявлении. При наличии в ранее представленном или направленном заявлении либо в требовании судебного пристава-исполнителя адреса электронной почты заявителя уведомление также направляется ему по этому адресу электронной почты.
Из материалов дела следует, что Б. обратился в Управление федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ за Б.
Ответом от 7 ноября 2011 года Б. отказано в регистрации права собственности на вышеуказанный объект.
Однако, в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, ни одно, из оснований, указанных в ст. 20 Федерального закона от 27 июля 1997 года № 122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не названо.
Так, в сообщении имеется ссылка на запрет государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с имеющимся арестом на него. При этом, в сообщении имеется ссылка на Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
Наложение ареста на имущество должника, по исполнительному производству, производится судебным приставом – исполнителем, в соответствии со ст. 80 Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
По заявлению взыскателя о наложении ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель принимает решение об удовлетворении указанного заявления или об отказе в его удовлетворении не позднее дня, следующего за днем подачи такого заявления.
Арест на имущество должника применяется:
1) для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации;
2) при исполнении судебного акта о конфискации имущества;
3) при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц.
Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования и других факторов.
Арест имущества должника (за исключением ареста, исполняемого регистрирующим органом, ареста денежных средств, находящихся на счетах в банке или иной кредитной организации, ареста ценных бумаг и денежных средств, находящихся у профессионального участника рынка ценных бумаг на счетах, указанных в статьях 73 и 73.1 настоящего Федерального закона) производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны:
1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества;
2) наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права;
3) предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест;
4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом;
5) отметка об изъятии имущества;
6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица;
7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица;
8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.
Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая отметка.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество должника, акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), если они составлялись, направляются сторонам исполнительного производства, а также в банк или иную кредитную организацию, профессиональному участнику рынка ценных бумаг, в регистрирующий орган, дебитору, собственнику государственного или муниципального имущества, другим заинтересованным лицам не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления или составления акта, а при изъятии имущества - незамедлительно.
Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении (снятии) ареста на недвижимое имущество должника или сведения, содержащиеся в постановлении и акте о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), в трехдневный срок со дня принятия постановления направляются в регистрирующий орган в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Из представленного суду постановления, вынесенного межрайонным отделом по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области от 18 марта 2011 года о наложении ареста на имущество, подлежащего государственной регистрации, видно, что наложен арест на имущество, принадлежащее ООО «Туан Риэлт», при этом недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ, в описи недвижимого имущества отсутствует.
Кроме того, постановлением вынесенным межрайонным отделом по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области от 18 августа 2011 года о частичном снятии ареста на имущество, подлежащего государственной регистрации, видно, что частично арест на имущество, принадлежащее ООО «Туан Риэлт» снят, в том числе и на гараж. Однако, указанное постановление не принято во внимание Управлением федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
Также, в определениях Центрального районного суда г. Тюмени от 20 декабря 2010 года, от 11 февраля 2011 года, не указано недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХХ, как имущество, подлежащее аресту.
Таким образом, ссылка в сообщении на запрет государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с имеющимся арестом на него, на основании Федеральный закон «Об исполнительном производстве», не соответствует действительности.
Ссылки в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, на Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», решение Арбитражного суда Тюменской области от 28 июля 2011 года о признании ООО «Туан Риэлт» несостоятельным (банкротом), являются несостоятельными.
Поскольку, из сообщения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, видно, что Б. приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ в собственность 22 января 2010 года, на основании договора долевого участия в строительстве от 4 июля 2005 года, тогда как указано в решении Арбитражного суда Тюменской области от 28 июля 2011 года, процедура наблюдения в отношении ООО «Туан Риэлт», введена 30 марта 2011 года.
Таким образом, при введение процедуры наблюдения в отношении ООО «Туан Риэлт» недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ, выбыло из его собственности.
Кроме того, из представленных документов, на основании которого был произведен отказ в государственной регистрации права, не видно, что на указанный объект имеются притязания третьих лиц и спор о праве на недвижимое имущество.
Также не может являться безусловным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, отсутствие у заявителя второго экземпляра договора участия в долевом строительстве от 4 июля 2005 года, поскольку фактическое отсутствие второго экземпляра, не может лишать заявителя права собственности на недвижимое имущество, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ недопустимо. Отсутствие второго экземпляра не может влиять на права собственности на недвижимое имущество, поскольку имеется оригинал такого договора.
Поскольку, органом государственной власти в соответствии со ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, не доказана законность принятого решения, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ Управления федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХХ за Б..
Обязать Управление федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, произвести государственную регистрацию регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: ХХХ за Б.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 21 декабря 2011 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов