Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 декабря 2011 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре: Хакимовой З.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард
У С Т А Н О В И Л:
Д. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард, мотивировав тем, что у него имеются заболевания, которые препятствуют прохождению службы в вооруженных силах, однако, оспариваемым решением он признан годным к военской службе и призван на военную службу.
В судебном заседании заявитель на требованиях заявления настаивал, привел доводы и обстоятельства, изложенные в жалобе.
Представители военного комиссариата Ямало – Ненецкого автономного округа Баязитов Э.К., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на то, что решение принято в соответствии с законом, заявитель признан годным к военной службе с незначительным ограничением, поскольку имеющиеся у призывника заболевания относятся к заболеваниям, не препятствующим прохождении военной службы.
Допрошенные в качестве свидетелей Н.,П., Х., пояснили, что они являются врачами, по специальностям, терапевт, невропатолог, хирург – травматолог (соответственно), на призывной комиссии обследовали Д. на предмет состояния здоровья, и его годности к военной службе. Были выявлены следующие заболевания: ХХХ. Указанные заболевания не препятствуют прохождению военной службы, относятся к заболеванием, которые незначительно ограничивают годность.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об обжаловании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
На основании ч. 1 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26 Гражданского процессуального кодекса РФ и другими федеральными законами.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основании своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» предусматривает, что прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).
Согласно ст. 5.1 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
На основании ст. 26 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 27 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе», в состав призывной комиссии включаются:
по согласованию глава местной администрации или иной представитель местной администрации - председатель призывной комиссии;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа управления образованием;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В состав призывной комиссии могут включаться представители других органов и организаций.
Статьей 28 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования, и принятию решения о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе в таком направлении.
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Статья 23 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» гласит, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 11 раздела I Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июля 2008 г. №574, под требованиями к состоянию здоровья граждан понимается медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе.
Из материалов дела следует, и не оспаривается сторонами, что Д., ХХХ года рождения, проживает в г. Салехарде по ул. Титова, д. __, кв. ___, и состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Ямало – Ненецкого автономного округа г. Салехард и Приуральскому району. Д. является гражданином, подлежащим призыву на военную службу.
В ноябре 2011 года Д. проходил медицинскую экспертизу, в ходе которой были выявлены следующие заболевания: ХХХХ.
О наличии у заявителя указанных заболеваний и отсутствия иных заболеваний подтвердили в судебном заседании также допрошенные в качестве свидетелей Н.,П.,Х., которые являются врачами, по специальностям, в области выявления и лечения, названных заболеваний, а именно терапевт, невропатолог, хирург – травматолог (соответственно).
В соответствии со ст. 66 «г» Расписания болезней Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 № 123, указанные выявленные заболевания относится к категории годности Б-3 годен к военной службе с незначительными ограничениями.
При таких обстоятельствах, Д. не освобождается от военной службы, каких - либо других оснований для освобождения от военной службы, либо предоставления отсрочки от военной службы, суд не усматривает.
Нормы статья 23 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воинской службе» которая гласит, о том, что от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, в данном случае не применима, поскольку Д. не признан не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Решением призывной комиссии муниципального образования город Салехард принято решение за № 42/403, согласно которого Д., которым установлено, что у Д. категория годности «Б», показатель предназначения 3, и Д. призван на военную службу, предназначен в сухопутные войска, зачислен в команду № 52231.
Решение призывной комиссии муниципального образования город Салехард оглашено Д. сразу же после прохождения комиссии, что не оспаривается заявителем.
Таким образом, призывная комиссия приняло оспариваемое решение, в соответствии с Конституцией РФ, вышеприведенными нормами права, и обстоятельствами дела, является законным и обоснованным.
То обстоятельство, что заявителю не была вручена копия решения призывной комиссии, не может являться основанием для отмены этого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Д. об оспаривании решения призывной комиссии муниципального образования город Салехард, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий