Дело № 2-2303/2011 о применении районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8 и взыскании денежных средств



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-2298/2011

19 декабря 2011 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

в составе председательствующего судьи:         Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания:            Вальтер О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Б, С, Н, Г к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о применении районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8 и взыскании денежных средств

У С Т А Н О В И Л :

Б, С, Н, Г обратились в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о применении районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8 и взыскании денежных средств. В пользу Б 81974 рубля 37 копеек, в пользу С 81974 рубля 37 копеек, в пользу Г 100992 рубля 83 копейки, в пользу Н 91191 рубль 66 копеек. В обоснование заявленных требований указали, что с момента принятия Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям», по настоящее время Правительством Российской Федерации не принят нормативный документ, устанавливающий размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе. Постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.12.2004 N 1503 Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 N 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет окружного бюджета, проживающих на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», установлен районный коэффициент в населенных пунктах севернее Полярного круга - 1,8 (согласно приложению к Закону - Салехард расположен севернее Полярного круга). В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Политика Российской Федерации согласно пункту 1статьи 7 Конституции Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Нормами международного права, установленными во Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией N 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года), также закреплен данный основополагающий принцип равенства прав и недопустимости дискриминации их и, в частности, трудовых прав человека в какой-либо форме. Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, не самоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).Частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее по тексту - Трудовой кодекс) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий груда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; (равенство прав и возможностей работников (статья 2 Трудового кодекса). Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. В статье 6 Трудового кодекса закреплено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных посредственно связанных с ними отношений. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по (вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными (правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные (нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Согласно статье 148 Трудового кодекса оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляет собой показатель относительного увеличения заработной платы для становления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени жести таких условий. Статья 316 Трудового кодекса предусматривает, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, включая и бюджетные, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округe. Статьей 423 Трудового кодекса определено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Из Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», следует, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также при назначении указанным лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14-18 федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, доживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Истец Б в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы у С, Н, Г уведомлены надлежащим образом в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, на исковых требованиях настаивали по доводам изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом извещен надлежащим образом, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель ответчика территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе Гасюк А.Л., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила в иске отказать. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика указала, что исковые требования не признает в полном объеме по следующим основаниям. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе осуществляет свою деятельность в рамках Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63. В соответствии с гл. III п. 8 Положения финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 315 Трудового Кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. На основании ст. 316 Трудового Кодекса Российской Федерации размер коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации указанное постановление не принято. В свою очередь постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 определено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок их применения. Местонахождение Территориального управления в городе Салехарде, который расположен севернее Полярного круга. В соответствии с п.5 постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 районный коэффициент к заработной плате работников органов государственного управления, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе к северу от Полярного круга, составляет 1,5%. Также, необходимо отметить, что Территориальное управления является структурным подразделением Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в связи, с чем, Росимущество является главным распорядителем денежных средств и тем самым утверждает смету расходов Территориального управления, финансируемого исключительно из средств федерального бюджета. Таким образом, Территориальное управление не имеет возможности самостоятельно применять районные коэффициенты к заработной плате.

Суд выслушав доводы сторон участвующих в деле, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.

Согласно имеющихся в материалах дела служебных контрактов истцов Б, С, Н, Г являются гражданскими служащими Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ст.315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Ст.316 ТК РФ определяет, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения о определении размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации содержаться в ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1991 года №4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Ст.316 ТК РФ также определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Ст.423 ТК РФ устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Поскольку Постановлением Правительства РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе Ямало-Ненецкого автономного округа, не установлен, то подлежит применению действующее в настоящее время Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 года № 380/П «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», в котором на территории ЯНАО установлен районный коэффициент 1,5.

Законом ЯНАО от 16.12.2004 года № 89-ЗАО «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет средств окружного бюджета, проживающих на территории ЯНАО» определено, что им установлены окружные гарантии и компенсации для лиц, проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств окружного бюджета, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств окружного бюджета. Данным законом субъекта РФ установлен более высокий размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, в соответствии с полномочиями субъекта, определенными ст.316 ТК РФ, но данный закон субъекта РФ не подлежит применению в отношении лиц проживающих в автономном округе и являющихся работниками организаций, финансируемых из средств федерального бюджета, поэтому доводы истцов в данной части являются не состоятельными.

Суд также считает не состоятельными доводы истцов со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 года № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями», поскольку данным нормативным актом регулируются отношения, связанные с пенсионным обеспечением, а не с порядком выплаты заработной платы.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Б, С, Н, Г к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о применении районного коэффициента к заработной плате в размере 1,8 и взыскании денежных средств, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 декабря 2011 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья                     К.В. Лисиенков