Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-2132/2011
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Салехардский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.
с участием прокурора: Мосиявич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к Р., Р. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и встречному иску Р. к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования <адрес> обратилась в суд с иском к Р., Р. о выселении из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование иска указала, что квартира № ___дома №___ мкр. ____________ <адрес> является муниципальной собственностью, имеет статус служебного жилого помещения на основании распоряжения главы <адрес> № ___ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная квартира была предоставлена Р. и членам его семьи Р., Р. на период работы Р. в ОВД муниципального образования <адрес> на условиях договора служебного найма жилого помещения. Р. умер и утратил право пользования указанным жилым помещением. Р. и Р. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации МО <адрес> не состоят. До момента подачи иска ответчики в добровольном порядке служебное жилое помещение не освободили, продолжают в нем незаконно проживать, чем нарушают права собственника жилого помещения. Просила суд выселить ответчиков из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Салехардский ГОВД.
В судебном заседании представители истца П., Б., действующий на основании доверенности, поддержали требования и доводы иска.
Ответчик Р. и ее представитель М. требования иска администрации МО <адрес> не признали, заявили встречный иск о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ встречный иск Р. принят судом.
Ответчик Р. в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представители третьего лица Б., С., действующие на основании доверенностей, требования иска администрации МО <адрес> не признали, поддержали требования встречного иска.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск администрации МО <адрес> подлежащим удовлетворению, а требования встречного иска не подлежащимиудволетворению, суд приходит к следующему.
Из ст.8, п.2 ст.307 ГК РФ следует, что одним из оснований возникновения гражданско-правовых обязательств является договор.
Служебное жилое помещение в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Статьёй 93 ЖК РФ определено назначение служебного жилого помещения: служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что спорное жилое помещение – квартира № _____дома № _____мкр.____________ <адрес> является муниципальной собственностью, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному на основании распоряжения главы <адрес> № ______ от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного Р. и членам его семьи Р., Р. на период работы Р. в ОВД муниципального образования <адрес> на основании п.2 выше указанного распоряжения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО <адрес> и Р. был заключен договор служебного найма жилого помещения № ___.
Срок действия договора найма служебного жилого помещения определен в распоряжении администрации муниципального образования <адрес> № ____ от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на период работы Р. в ОВД муниципального образования <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Р. работал в Салехардском отделе внутренних дел до 2007 года, после чего был уволен из органов внутренних дел по п. «з» ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья).
Согласно свидетельства о смерти, справки о смерти, Р. умер ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 4.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования <адрес> (утв. Решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) специализированные жилые помещения предоставляются указанным в п. 3.1 настоящего Положения гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в населенных пунктах муниципального образования <адрес>.
В соответствии с п. 3.1 названного Положения служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением, в связи с прохождением службы в отделе внутренних дел муниципального образования <адрес>, в Салехардском линейном отделении внутренних дел на транспорте Среднеуральского УВДТ, в государственных учреждениях «69 Пожарная часть Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по ЯНАО» и «Объединенный военный комиссариат <адрес>», аппарате Салехардского городского суда, прокуратуре <адрес>, МИФНС России № 1 по ЯНАО, в Отделе по ЯНАО Регионального Управления по <адрес> ФСБ РФ в связи с работой участковыми терапевтами, участковыми медицинскими сестрами, участковыми педиатрами и участковыми медицинскими сестрами педиатрических участков в ГУЗ «Салехардская окружная больница», а также в связи с назначением на муниципальную должность муниципальной службы либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.
Пунктом 4.7.3 Положения установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений с муниципальным предприятием или учреждением, прохождения службы в отделе внутренних дел муниципального образования <адрес> и 69-й пожарной части, в Отделе по ЯНАО Регионального Управления по <адрес> ФСБ РФ, нахождения на муниципальной должности муниципальной службы либо выборной должности органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>.
Как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, жилое помещение было предоставлено Р. в связи с характером его трудовых отношений.
Специализированные жилые помещения в соответствии с ч. 1 ст. 99 ЖК РФ предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как установлено ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.
Пунктами 1-4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ исчерпывающим образом определён перечень граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения - не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
На основании п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в соответствии с ч. 1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
В этой связи по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что Р. и Р. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состояли и не состоят.
Указанное обстоятельство Р. и ее представителем М. в судебном заседании не оспаривалось.
Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ Р. и ее представителем суду не представлено.
Следовательно, ответчики Р. и Р. к категории граждан, которые в соответствии с выше названными положениями не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не относятся.
В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в случае утраты (разрушения) такого жилого помещения или по иным предусмотренным ЖК РФ основаниям. Таким основаниями прекращения договора найма специализированного жилого помещения по смыслу ст. 104 ЖК РФ является, в частности, прекращение трудовых отношений.
Так, в силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ прекращение трудовых отношений, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила ч.3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.
На основании п. 6 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения обязан информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответчиком ключи от жилого помещения не сданы, ответчик об изменили условий, дающих право пользования жилым помещением, истца не уведомил, сведений о том, что у ответчика возникло право пользовании спорным жилым помещением по основаниям, установленным ЖК РФ, Положением о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования <адрес> (утв. Решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) не имеется.
Кроме того, суд учитывает, что неисполнение ответчиком обязанности по освобождению служебного жилого помещения нарушает права администрации муниципального образования <адрес> как собственника.
Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных администрацией МО <адрес> исковых требований.
Разрешая требования встречного иска Р., суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам, условия для реализации права на жилище бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.
Ссылка ответчика и ее представителя на то обстоятельство, что жилое помещение должно быть предоставлено ответчикам по договору социального найма на основании ст. 30 Закона РФ «О милиции» основана на неверном толковании действующего жилищного законодательства и не может быть положена судом в основу удовлетворения встречных исковых требований.
Факт принятия Р. и членов его семьи на учёт нуждающихся в жилых помещениях в органах внутренних дел по муниципальному образованию <адрес> не связан с возникновением права на получение жилого помещения по договору социального найма и не порождает для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению такого жилого помещения.
Кроме того, ЖК РФ является специальным нормативным правовым актов по отношению к Закону РФ «О милиции», поскольку в силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из ЖК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, определенных законодателем.
В ст. 49 ЖК РФ законодатель установил следующие две категории граждан, которые имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и соответственно быть признанными в установленном порядке такими нуждающимися:
- малоимущие граждане;
- иные категории граждан, определенные федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Требования Р. по встречному иску о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма суд находит не основанными на законе, поскольку в соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договорам социального найма предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
В соответствии со ст. 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным п. «б», «в», «е»-«з» ч.1 ст. 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), а также семьям сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с исполнением законных служебных обязанностей, сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Между тем, из копии справки о смерти Р. следует, что он умер ДД.ММ.ГГГГ от острой коронарной недостаточности в <адрес>-Югра, т.е. после увольнения из органов внутренних дел.
Следовательно, обязанность муниципального образования <адрес> предоставить ответчикам по первоначальному иску в безвозмездное пользование жилое помещение отсутствует.
Как следует из материалов дела, договор найма служебного жилого помещения был заключён с ответчиком Р. на основании распоряжения администрации муниципального образования <адрес> № ____ от ДД.ММ.ГГГГ
В договоре имеется подпись Р., свидетельствующая об ознакомлении с условиями договора, правилами пользования жилым помещением, основаниями его предоставления.
В этой связи, ссылку Р. и ее представителя на то, что Р. не знал о существовании распоряжения, суд находит не основанной на фактических обстоятельствах дела.
Кроме того, к моменту рассмотрения дела по существу истёк установленный ст. 256 ГПК РФ трёхмесячный срок на обжалование распоряжения органа местного самоуправления.
Ссылки Р. и ее представителя М. о применении к правоотношениям норм ранее действующего ЖК РСФСР также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку правоотношения по пользованию спорным жилым помещением сложились после введения в действие ЖК РФ.
При таких обстоятельствах требования встречного иска Р. не подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку на основании действующего законодательства, истец при подаче иска был освобождён от уплаты государственной пошлины, она на основании приведённых положений ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального образования <адрес> к Р., Р. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения удовлетворить.
Выселить Р., Р. из квартиры № ____ дома №____ микрорайона _____________ <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Р., Р. в доход государства госпошлину в размере 4 000 рублей.
В удовлетворении встречного иска Р. к администрации муниципального образования <адрес> о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Богомягкова