Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-2127
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
Салехардский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Петровой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Адвокатской палате <адрес> о признании незаконным заключения квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решений Совета Адвокатской палаты <адрес> от 23 июня и ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении статуса адвоката, взыскании компенсации морального вреда и госпошлины,
У С Т А Н О В И Л:
Б. обратился в суд с иском к Адвокатской палате <адрес> о признании незаконным заключения квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решения Совета Адвокатской палаты <адрес> от 23 июня и ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении статуса адвоката, взыскании компенсации морального вреда и госпошлины.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает адвокатом, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в реестре адвокатов <адрес>. За время работы дисциплинарным взысканиям не подвергался. Во второй половине июля 2011 года им была получена копия протокола № 11 от ДД.ММ.ГГГГ заседания Совета Адвокатской палаты ЯНАО, в соответствии с которым признано обоснованным заключение квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ему предложено погасить имеющуюся задолженность по членским взносам до ДД.ММ.ГГГГ. Им были сделаны два перевода- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5000 рублей и ДД.ММ.ГГГГ- на сумму 3000 рублей. Суммы задолженности по членским взносам он не знал. ДД.ММ.ГГГГ он получил распоряжение № ___ от ДД.ММ.ГГГГ Управления Министерства юстиции РФ по ЯНАО о прекращении статуса адвоката. Адвокатской палаты ЯНАО были нарушены его права, поскольку решение квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений о существующей задолженности по членским взносам, ему не направлялось. Решение Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, поскольку отсутствовал кворум для принятия решения. Считал, что в отношении него Советом Адвокатской палаты ЯНАО могла быть избрана другая мера дисциплинарного наказания, не связанная с прекращением статуса адвоката. После получения распоряжения о прекращении статуса адвоката он испытал гнев и унижение, ему отказали в получении ссуды в банке из-за предоставления недостоверных сведений. Просил суд признать незаконным заключение квалификационной комиссии Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части дачи заключения о возбуждении в отношении него административного производства, признать незаконным решение Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части признания обоснованным заключения квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и разъяснения о прекращении в отношении него статуса адвоката, признать незаконным решение Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части нарушения им Кодекса профессиональной этики адовката, признать незаконным уведомление Совета Адвокатской палаты ЯНАО № 233 от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить статус адвоката с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Министерства юстиции РФ по ЯНАО внести сведения в региональный реестр, взыскать с Адвокатской палаты ЯНАО компенсацию морального вреда в размере 1000 000 рублей и госпошлину в размере 250 рублей, уплаченную при подаче иска в суд.
В судебное заседание истец Б. не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика С., действующий на основании доверенности, требования иска не признал. Суду пояснил, что решением Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ прекращен статус адвоката Б. на основании п.п.2и 3 п.2 ч.2 ст. 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» и ч.6 ст. 18 Кодекса профессиональной этики законно и обоснованно с соблюдением установленного законом порядка. При наложении дисциплинарного взыскания на Б. Советом Адвокатской палаты ЯНАО было учтено умышленное нарушение Кодекса профессиональной этики адвоката, Закона «Об адвокатуре», Устава и решения Адвокатской палаты ЯНАО.
Представитель Управления Министерства юстиции РФ по ФИО4, действующая на основании доверенности, требования иска Б. не признала. Суду пояснила, что статус адвоката Б. ответчиком был прекращен законно, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ статус адвоката может быть прекращен по решению Совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации на основании заключения квалификационной комиссии, в том числе при: нарушении адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката; неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции.
Из нормы п.2 ст.4 вышеуказанного закона следует, что принятый в порядке предусмотренном настоящим Федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
В силу п.1 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики, совершенное умышленно или по грубой неосторожности, влечет применение мер дисциплинарной ответственности.
Согласно п.6 вышеуказанной статьи Кодекса профессиональной этики адвоката мерами дисциплинарной ответственности могут являться замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката.
В судебном заседании установлено и исследует из материалов дела, что истец Б. являлся адвокатом Адвокатской палаты ЯНАО с ДД.ММ.ГГГГ и обязан был ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды Адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием в силу п.п.5 п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Решением общего собрания адвокатов Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в случае неуплаты адвокатами обязательных ежемесячных отчислений в Адвокатскую палату в течение трех месяцев возбуждается дисциплинарное производство, адвокат предупреждается о необходимости погашения задолженности, и в случае неуплаты ежемесячных отчислений решается вопрос о прекращении статуса адвоката.
Решением общего собрания адвокатов Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ определен размер обязательных ежемесячных отчислений в Адвокатскую палату ЯНАО с ДД.ММ.ГГГГ в размере 2000 рублей.
Не знать о выше перечисленных обстоятельствах истец, работая адвокатам с 2002 года, не мог.
Согласно копии акта сверки взаимных расчетов на ДД.ММ.ГГГГ, за истцом Б. числилась задолженность по уплате ежемесячных отчислений в размере 11 000 рублей.
В действиях адвоката Б. вице-президент Адвокатской палаты Н. усмотрел признаки дисциплинарного проступка, выразившегося в неуплате ежемесячных отчислений более 3 месяцев в размере 15 000 рублей.
В отношении адвоката дисциплинарное производство в силу ст. 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» возбуждает Президент Адвокатской палаты при наличии допустимого повода и в порядке, предусмотренном Кодексом профессиональной этики адвоката.
В соответствии с требованиями п.3 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката дисциплинарное производство должно обеспечить своевременное, объективное и справедливое рассмотрение представлений, распоряжений в отношении адвоката, их разрешение в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодексом профессиональной этики, а также исполнение принятого решения.
Из материалов дела следует, что распоряжением Президента Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ на основании представления вице-президента Адвокатской палаты ЯНАО Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении истца Б. было возбуждено дисциплинарное производство с направлением материалов для рассмотрения в квалификационную комиссию Адвокатской палаты ЯНАО.
Извещение о возбуждении дисциплинарного производства в отношении истца с приложением копии распоряжения и копии представления были отправлены в адрес истца исх.№ 90\1 от ДД.ММ.ГГГГ простой почтовой корреспонденцией.
ДД.ММ.ГГГГ квалификационная комиссия Адвокатской палаты <адрес> вынесла заключение о наличии в действиях адвоката Б. нарушений п.5 ч.1 ст. 7 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Решением Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ решение квалификационной комиссии от 23 апреля 201 года признано обоснованным в отношении истца Б., ему разъяснено, что в случае непогашения задолженности по обязательным ежемесячным отчислениям на нужды Адвокатской палаты ЯНАО и ФПА до ДД.ММ.ГГГГ его статус адвоката будет прекращен.
Из материалов дела следует, что уведомлением о времени разбирательства в квалификационной комиссии и на Совете истец был извещен надлежащим образом.
Довод истца о его не извещении ответчиком о времени и месте проведения заседаний квалификационной комиссии и Совета заказными письмами не может быть принят судом во внимание, поскольку по смыслу Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» допускается извещение адвоката посредством телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи. Указанные нормы не содержат указаний на извещение лица только заказной почтовой корреспонденцией.
Неявка истца на квалификационную комиссию и Совет не является основанием для отложения разбирательства, не препятствует разбирательству и принятию решения, в силу п.3 ст. 23, п.5 ст. 24 Кодекса профессиональной этики адвоката, в связи с чем, рассмотрение при указанных обстоятельствах дисциплинарного производства в отношении истца в его отсутствие не противоречит закону.
Также суд находит необоснованным доводы истца о нарушении ответчиком ст. 23, 24 Кодекса профессиональной этики адвоката, поскольку предусмотренный указанными статьями двухмесячный срок при проведении квалификационной комиссии и Совета Адвокатской палаты ЯНАО был соблюден.
Ссылки истца на то обстоятельство, что голосование в квалификационной комиссии и Совете Адвокатской палаты ЯНАО по дисциплинарному производству в отношении него было проведено с использованием бюллетеней, не отвечающих установленной форме, а также несоблюдения кворума основанием для признания оспариваемых решений незаконными не является.
Решение Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ было отправлено истцу посредством заказной почтовой корреспонденции и было получено Б. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами, имеющимися в деле, и не оспаривается сторонами.
Таким образом, с момента получения решения совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ до вынесения решения о прекращении статуса адвоката истец Б. имел реальную возможность погасить существующую задолженность по ежемесячным отчислениям.
Из представленных суду доказательств следует, что ДД.ММ.ГГГГ на счет Адвокатской палаты ЯНАО поступили денежные средства в размере 5000 рублей, перечисленные адвокатом Б., однако, задолженность по ежемесячным отчислениям не была им полностью погашена и составила 19 000 рублей.
При этом, никаких уважительных причин и объяснений образования указанной задолженности Б. ни в квалификационную комиссию и в Совет Адвокатской палаты ЯНАО не было представлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Иных доказательств истцом суду не представлено.
Между тем, ответчиком в судебное заседание представлена копия протокола №2 заседания квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, копия акта сверки взаимных расчетов на 2010 год, из которых следует, что перечисление ежемесячных отчислений истцом и в 2009, 2010 году было нерегулярным, имелась большая задолженность, в связи с чем, в отношении истца возбуждалось дисциплинарное производство.
Советом Адвокатской палаты ЯНАО действия истца было расценены как умышленные, учтена тяжесть проступка и вина истца, обстоятельства его совершения, в связи с чем, решением Совета Адвокатской палаты ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ статус адвоката Б. был прекращен на основании п.п.2, 3 ч.2 ст. 17 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» и ч.6 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Указанное выше решение Совета Адвокатской палаты ЯНАО послужило основанием для вынесения Управлением Министерства юстиции РФ по ЯНАО распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № 316-р «о внесении в реестр адвокатов <адрес> сведений о прекращении статуса адвоката» в отношении истца Б. (реестровый номер № 89\89).
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска в части признания незаконными решения квалификационной коллегии, решений Совета Адвокатской палаты ЯНАО.
Требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей производны от требований о незаконности прекращения статуса адвоката и не могут быть удовлетворены, поскольку в удовлетворении требований о восстановлении статуса адвоката судом отказано.
При таких обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Б. к Адвокатской палате <адрес> о признании незаконным заключения квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решений Совета Адвокатской палаты <адрес> от 23 июня и ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении статуса адвоката, взыскании компенсации морального вреда и госпошлины оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Богомягкова.