решение по делу № 2-2496 о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 декабря 2011 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:            Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:         Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2496 по заявлению Абдуллаевой Г.Т. о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Абдуллаева Г.Т. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в 25 октября 2011 года она обратилась в УФМС России по ЯНАО в г. Салехард по вопросу оформления разрешения на временное проживание в Российской Федерации, однако 03 ноября 2011 года решением УФМС РФ по ЯНАО ей было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», со ссылкой на то, что она сообщила о себе заведомо ложные сведения, представила поддельные или подложные документы. Заявитель настаивает, что из ответа не видно, какие именно поддельные или подложные документы она представила либо какие заведомо ложные сведения представлены. Кроме того, УФМС России по ЯНАО не было учтено, что она состоит в браке с гражданином России Ш. и имеют сына У., проживают семьёй по <адрес> в <адрес>.

Абдуллаева Г.Т. просила признать незаконным решение Управления федеральной миграционной службы России по ЯНАО об отказе в выдаче ей разрешения на временное проживание и обязать УФМС России по ЯНАО выдать ей разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации, а также взыскать в её пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

В судебном заседании заявитель Абдуллаева Г.Т. просила удовлетворить её заявление.

Представитель заявителя Ширалиев Г.Ш., действующий на основании устного ходатайства, занесённого в протокол судебного заседания, пояснил, что Абдуллаева Г.Т. является его супругой, брак зарегистрировали 10 января 2009 года и от брака имеют сына У., который родился в г. Салехард ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Его супруга с момента приезда в г. Салехард в 2008 году постоянно проживает по <адрес>.

Представитель УФМС России по ЯНАО Огнев К.Н., действующий на основании доверенности, требования Абдуллаевой Г.Т. не признал и пояснил, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется. Считает действия сотрудников УФМС России по ЯНАО правомерными и соответствующими Российскому законодательству, а требования заявителя Абдуллаевой Г.Т. необоснованными. При подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации Абдуллаева Г.Т. была предупреждена под роспись о том, что в выдаче разрешения на временное проживание ей может быть отказано либо выданное разрешение может быть аннулировано в случаях, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Подлинность представленных документов и достоверность изложенных сведений Абдуллаева Г.Т. подтвердила собственноручной подписью. Однако в пункте 6 «Адрес места пребывания, телефон» указал, что проживает по адресу: <адрес>. В связи с чем, в соответствии с установленным порядком УФМС России по ЯНАО был направлен запрос в ОМВД России по г. Салехард от 07 сентября 2011 года. Согласно полученного ответа, Абдуллаева Г.Т. по указанному адресу не проживает и не проживала. Тем самым заявитель сообщила о себе заведомо ложные сведения об адресе места пребывания, в связи с чем, ей правомерно отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Информация о месте жительства заявителя проверялась неоднократно.

Представитель УФМС России по ЯНАО Дерябин Р.Ю., действующий на основании доверенности, требования Абдуллаевой Г.Т. также не признал, поддержал доводы отзыва на исковое заявление и пояснил, что в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации ей было отказано правомерно, поскольку она сообщила о себе ложные сведения.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена К., которая суду пояснила, что является участковым врачом педиатром детской поликлиники ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», заявитель и её супруг ей знакомы, так как приходят на приём с ребёнком У. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. За ней закреплён участок № 8, к которому относится также <адрес>. С момента рождения У., который родился в г. Салехард, он проживает с родителями по адресу: <адрес>, она его наблюдает с рождения. Если бы ребёнок переезжал на другое место жительства, то были бы записи других врачей, но все записи в истории развития ребёнка сделаны только ею.

Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В материалах дела имеется сообщение врио начальника ОРИГ УФМС России по ЯНАО от 03 ноября 2011 года, согласно которого решением УФМС России по ЯНАО от 03 ноября 2011 года № 876/11 Абдуллаевой Г.Т. отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании п.п. 4. п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Оспариваемое решение согласовано с врио начальника ОРИГ УФМС России по ЯНАО Дерябиным Р.Ю. и утверждено врио начальника УФМС России по ЯНАО Школиной А.Н.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - Постановление Пленума ВС РФ).

Как следует из Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по ЯНАО, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России № 189 от 02 декабря 2005 года, территориальный орган создаётся для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы. Территориальный орган является государственным органом, находящимся в подчинении ФМС.

Следовательно, заявление Абдуллаевой Г.Т. о признании незаконным решения Управления ФМС России по ЯНАО об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявитель полагала решение УФМС России по ЯНАО незаконным, поскольку она не сообщала о себе заведомо ложные сведения.

Как следует из представленных доказательств, Абдуллаева Г.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Азербайджана, 03 августа 2011 года она прибыла на территорию Российской Федерации, в установленном порядке зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ЯНАО, <адрес>.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающих в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Так, в ст. 2 названного Закона определено понятие иностранного гражданина - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Разрешение на временное проживание - это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Для его получения иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, следует подать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина; миграционную карту; квитанцию об уплате государственной пошлины - п. 2 ст. 6.1 Федерального Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определена Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года № 40, и представляет собой стандартный бланк, в который вносятся персональные данные лица, его заполняющего.

Заявление о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, содержит пункт 6, в котором следует указать адрес места пребывания, телефон.

Из представленного суду заявления Абдуллаевой Г.Т. о выдаче разрешения на временное проживание видно, что заявитель указала адрес по <адрес>.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Однако заявителю было отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который гласит, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин предоставил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.

Согласно положений, закрепленных в ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Основанием для принятии решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации явилось сообщение от 29 сентября 2011 года, поступившее из ОМВД по г. Салехард о том, в котором было указано, что в <адрес> Абдуллаева Г.Т. не проживала и не проживает.

Однако суд не может согласиться с доводами представителей УФМС России по ЯНАО о том, что в заявлении о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, в пункте 6 Абдуллаева сообщила о себе заведомо ложные сведения, поскольку эти доводы противоречат материалам дела, и не основаны на требованиях закона.

Так, заявителем Абдуллаевой Г.Т. представлены документы, подтверждающие, что ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с гражданином Российской Федерации Ширалиевым Ш., брак зарегистрирован в отделе ЗАГС г. Салехард службы ЗАГС ЯНАО.

21 ноября 2009 года у супругов родился сын У., место его рождения г. Салехард, который как и отец является гражданином Российской Федерации.

Свидетельством о государственной регистрации права, выданным государственным регистрирующим органом, подтверждено, что супруг заявителя - Ш. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, довод заявителя и её представителя о том, что они постоянно проживают всей семьёй по адресу: <адрес>, подтверждён поступившими по запросу суда сообщением от 19 декабря 2011 года из ОМВД России по г. Салехард и актом о проживании от 19 декабря 2011 года, из которых следует, что при проверке гражданки Азербайджана Абдуллаевой Г.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по учётам ОМВД России по г. Салехард информации о наличии обстоятельств, препятствующих в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, не имеется. При проверке по месту регистрации в <адрес>, нарушений не выявлено. Перечисленные обстоятельства подтверждены также показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля участкового врача педиатра детской поликлиники ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница», показаниям которой не доверять оснований не имеется, поскольку свидетель предупреждена об уголовной ответственности за дачу ложных показаний и за отказ либо уклонение от дачи показаний.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», оснований для отказа Абдуллаевой Г.Т. в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации у УФМС России по ЯНАО не имелось, в связи с чем, заявление Абдуллаевой Г.Т. о признании незаконным решения УФМС России по ЯНАО об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, его отмене и возложении обязанности выдать разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации подлежит удовлетворению судом в полном объёме.

Учитывая, что требования заявителя удовлетворены в полном объёме, с учётом положений ст. 98 ГПК РФ в пользу Абдуллаевой Г.Т. с УФМС России подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд в сумме 200 рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, Управление Федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному обязано не позднее чем в течение месяца со дня получения копии настоящего решения сообщить в Салехардский городской суд и заявителю об исполнении решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Абдуллаевой Г.Т. о признании незаконным решения Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации – удовлетворить.

Решение Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 03 ноября 2011 года об отказе Абдуллаевой Г.Т. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации признать незаконным и отменить его.

Обязать Управление федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу выдать Абдуллаевой Г.Т. разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации.

Взыскать с Управления федеральной миграционной службы России по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Абдуллаевой Г.Т. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 23 декабря 2011 года.

Председательствующий                              Т.Ю. Щепкина