решение по делу № 2-2421 о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма



Р Е Ш Е НИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 декабря 2011 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:     Щепкиной Т.Ю.,     

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2421 по исковому заявлению Доенбаева М.А. к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации муниципального образования город Салехард о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

    

Истец Доенбаев М.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард и Управлению делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивировав свои требования тем, что он страдает хроническим психическим расстройством с тяжёлыми стойкими болезненными проявлениями, является инвалидом 1 группы по психическому заболеванию. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года он имеет право на дополнительную жилую площадь по договору социального найма.

Далее истец сообщает, что он обратился в Администрацию муниципального образования г. Салехард с письмом о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, но 20 декабря 2010 года ему отказали в этом. Отказ считает необоснованным, поскольку заболевание, которым он страдает, входит в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённый постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года, настаивает на том, что имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В иске просил обязать ответчика предоставить ему во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте города Салехард общей площадью не менее 32 квадратных метров, с учётом его права на дополнительную жилую площадь.

Определением Салехардского городского суда от 19 декабря 2011 года произведена замена ненадлежащего ответчика Управления делами Ямало-Ненецкого автономного округа на надлежащего ответчика Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, а также привлечён в качестве соответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании истец Доенбаев М.А. участия не принимал, в связи с нахождением на лечении за пределами г. Салехард.

Представитель истца Скобелин В.В., действующий на основании ордера и письменного ходатайства, на иске настаивал, полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального образования г. Салехард. Доенбаев М.А. должен быть обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма в размере не менее нормы предоставления в виде отдельной квартиры, поскольку заболевание, которым он страдает, входит в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, утверждённый постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года, при этом настаивал на том, что то обстоятельство, что истец не состоит на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не может ограничивать его право на обеспечение жилым помещением, так как имеются исключительные обстоятельства - Доенбаев М.А. инвалид 1 группы.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования город Салехард Бондровский Д.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и пояснил, что Доенбаев М.А. не может быть обеспечен жилым помещением по договору социального найма, поскольку он не стоит в Администрации муниципального образования г. Салехард на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, в соответствии с законом ЯНАО № 36-ЗАО инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями из фонда Российской Федерации, либо в порядке софинансирования из субъекта Российской Федерации. Настаивал, что в данном случае отсутствуют исключительные обстоятельства.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа Засухин Д.С., действующий по доверенности, требования иска также не признал, пояснив, что в соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ основным условием для предоставления жилого помещения является постановка гражданина на учёт нуждающихся в жилых помещениях, однако Доенбаев М.А. на таком учёте в органе местного самоуправления не состоит, в связи с чем, полагал требования иска не подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Чепурнов В.Н., имеющий соответствующие полномочия по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, мотивируя свои возражения тем, что Доенбаев М.А. не встал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и не подавал соответствующие документы в орган местного самоуправления до 1 января 2005 года, поэтому у Департамента строительства и жилищной политики не было правовых оснований включения истца в Единый список обеспечения его жильём, что отвечает требованиям ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Положения об обеспечении жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 апреля 2006 года № 141-А. Указал, что в соответствии с жилищным законодательством жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, принятым на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и это условие является обязательным.

Заслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Доенбаев М.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирован по месту жительства в квартире <адрес> в г. Салехард, где также проживают и зарегистрированы: его отец Д., мать Д. и сестра Д.

Свидетельство о государственной регистрации права, выданное регистрирующим органом, подтверждает, что собственником двухкомнатной квартиры <адрес> в г. Салехард является отец истца - Д. Квартира имеет общую площадь 54,60 квадратных метров.

По правилам, изложенным в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

При рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что Доенбаев М.А. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации муниципального образования город Салехард не состоит.

В пункте 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение положений статьи 51 Жилищного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, среди которых имеются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817 утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», в пункте 2 которого указаны психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения.Из исследованных доказательств, в том числе из сведений, предоставленных ГУЗ «Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер», следует, что истец Доенбаев М.А. страдает хроническим психическим расстройством с тяжёлыми стойкими болезненными проявлениями, является инвалидом 1 группы по психическому заболеванию и согласно постановления Правительства РФ № 817 от 21 декабря 2004 года имеет право на дополнительную площадь, согласно Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 378 от 16 июня 2006 года имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Из справки серии МСЭ-2006 также видно, что Доенбаев М.А. является инвалидом 1 группы, инвалид с детства, инвалидность установлена бессрочно.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что у истца имеется психическое заболевание, включённое в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Как следует из представленных материалов, 20 декабря 2010 года Администрацией муниципального образования г. Салехард Доенбаеву М.А. на его обращение было сообщено, что право на внеочередное предоставление жилья у него возникнет после признания его семьи в установленном порядке малоимущей и постановки на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениям, предоставляемых по договорам социального найма, и указан перечень необходимых документов для подачи заявления о постановке на учёт.

В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, из анализа приведённых правовых норм следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями - ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ.

Статьёй 29 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» установлено, что инвалиды относятся к категориям граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Указанные категории граждан, вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, имеют право на получение жилых помещений по договору социального найма в порядке, установленном Жилищном кодексом РФ (ст. 34 названного Закона).

При этом, реализация на территории автономного округа государственных полномочий по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в ст. 29 этого Закона, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и передаваемых в окружной бюджет в виде субвенций на указанные цели. Допускается софинансирование мероприятий по обеспечению жильем указанных категорий граждан, за счет средств окружного бюджета (ст. 30).

Статьей 31 приведённого Закона предусмотрено формирование списков ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на территории автономного округа, которые утверждаются и направляются органами местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере - Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, который в свою очередь формирует единый список по автономному округу.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, истцом и его представителем не оспорено, что Доенбаев М.А. в списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не состоит.

При рассмотрении настоящего гражданского дела суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, отражённую в определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Ю.А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ч. 1 ст. 14, частей 2 и 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства, а именно: согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и по смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 ч. 1 ст. 14, пункт 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.

Таким образом, для предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке необходимо соблюдение общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, включая постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то есть для подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Судом установлено, что Доенбаев М.А. на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Администрации муниципального образования город Салехард не состоит.

Доказательств обратного истцом и его представителем суду не представлено.

Учитывая изложенное, а также исходя из вышеприведённой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Доенбаева М.А.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Доенбаева М.А. к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрации муниципального образования г. Салехард о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 28 декабря 2011 года.

Председательствующий                        Т.Ю. Щепкина