решение по делу № 2-2498 о признании незаконным решения Администрации муниципального образования г. Салехард по отказу в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        

22 декабря 2011 года                                 г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:        Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:         Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2498 по заявлению Алишиховой Б.У. о признании незаконным решения Администрации муниципального образования г. Салехард по отказу в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

                     УСТАНОВИЛ:

Алишихова Б.У. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования г. Салехард по отказу в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Требования заявления мотивированы тем, что в сентябре 2009 года она обратилась в жилищный отдел Администрации МО г. Салехард с заявлением о постановке её на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением общественной комиссии и распоряжением главы города Салехард № 905-р от 29 сентября 2009 года ей было отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. О вынесенном решении она узнала лишь в сентябре 2011 года, когда в Администрации МО г. Салехард получила копию письма от 05 октября 2009 года. Данный отказ считает необоснованным, в связи с чем, просила признать незаконным решение Администрации муниципального образования г. Салехард об отказе в постановке Алишиховой Б.У. на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, обязать Администрацию муниципального образования город Салехард поставить её на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента подачи заявления.

В судебном заседании заявитель Алишихова Б.У. настаивала на удовлетворении её требований в полном объёме и уточнила, что на учёт её необходимо поставить с момента подачи заявления с 26 августа 2009 года, с учётом несовершеннолетних членов семьи: дочерей И. и А..

Представитель заявителя Голиков А.П., действующий на основании доверенности, поддержал доводы заявления, настаивал, что срок на обращение в суд не пропущен.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Салехард Бродская Т.Г., действующая по доверенности, требования не признала, и суду показала, что заявителю было обоснованно отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку в жилом помещении, в котором проживает Алишихова Б.У., зарегистрировано 305 человек, в связи с чем, невозможно было определить состав семьи заявителя. Также полагала, что заявителем пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд.

Заслушав мнение участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как определено в ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Следовательно, оспариваемое решение Администрации муниципального образования город Салехард относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 26 августа 2009 года Алишихова Б.У. обратилась к Главе Администрации г. Салехард с заявлением о принятии её и членов её семьи на учёт в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, для получения жилого помещения на условиях договора социального найма из муниципального жилого фонда, как малоимущей, указав состав семьи 3 человека: Алишихова Б.У., и дочери И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предоставив пакет документов.

Однако решением общественной комиссии и распоряжением главы города Салехард № 905-р от 29 сентября 2009 года Алишиховой Б.У. было отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Представителем заинтересованного лица Администрации муниципального образования город Салехард Бродской Т.Г. в ходе судебного заседания было заявлено о пропуске заявителем установленного ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений органа местного самоуправления.

Согласно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе обратиться в суд с таким заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Вместе с тем, заявитель пояснила, что о вынесенном в 2009 году решении ей стало известно лишь в сентябре 2011 года при обращении в Администрацию муниципального образования г. Салехард, тогда как заинтересованным лицом в обоснование своих доводов не представлено почтовых уведомлений и иных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о своевременном направлении и вручении Алишиховой Б.У. сообщения от 05 октября 2009 года № 619 об отказе в постановке на учёт, в связи с чем, ходатайство о применении пропуска срока на обращение в суд в данном случае применению не подлежит, поскольку заявителю не было известно о вынесенном органом местного самоуправления решении вплоть до сентября 2011 года.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Частями 4-7 названной статьи установлено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В статье 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» перечислены документы, необходимые для принятия на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которые подаются в орган местного самоуправления: решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим; паспорт заявителя; документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении ребенка, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.); справка о гражданах, зарегистрированных по месту постоянного жительства заявителя; документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор), либо документ, являющийся основанием вселения (ордер, решение о предоставлении жилого помещения и т.п.); справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая на каждого члена семьи заявителя.

Из представленных суду доказательств следует, что при подаче заявления в Администрацию г. Салехард 26 августа 2009 года о постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, заявителем Алишиховой Б.У. были предоставлены все необходимые документы по перечню, установленному статьёй 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».

Статья 54 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях: если не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации МО г. Салехард от 29 сентября 2009 года № 905-р Алишиховой Б.У. было отказано во включении в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с разногласием данных в представленных документах, а именно, по причине того, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в котором имеет регистрацию по месту жительства Алишихова Б.У., зарегистрировано 305 человек, в связи с чем сделан вывод, что представленные Алишиховой Б.У. документы не соответствуют действительности.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводом представителя заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Салехард о том, что заявителю было обоснованно отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с невозможностью определения состава семьи заявителя, поскольку приведённый довод противоречит собранным по делу доказательствам.

Действительно, в судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес>, где по месту жительства зарегистрированы заявитель и её дети, всего по указанному адресу зарегистрировано по месту жительства, а также по месту пребывания 305 человек (у некоторых лиц срок регистрации истёк).

Именно это обстоятельство явилось основанием для отказа Алишиховой Б.У. в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, в заявлении от 26 августа 2009 года Алишихова Б.У. указала, что её семья состоит из трёх человек: Алишихова Б.У. и дочери И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приложив, как того требует закон № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года, копии свидетельств о рождении детей.

Более того, состав семьи заявителя из трёх человек определён решением № 22 от 30 июня 2009 года Управления по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард, которым гражданка Алишихова Б.У. имеющая состав семьи: И. и А. признаны малоимущими на основании представленных документов - указанное решение никем не оспорено и является доказательством, подтверждающим статус семьи как малоимущей и её состав. Состав семьи из трёх человек подтвержден также договором найма жилого помещения, заключенного Алишиховой Б.У. с собственником дома <адрес> в г. Салехард, А.

Тогда как, справка о зарегистрированных лицах не является документом, подтверждающим состав семьи гражданина, поскольку в силу положений Закона РФ от 25 июня 1993 года 3 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (статьи 1 и 3).

Иных оснований для отказа в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявителю Алишиховой Б.У. Администрацией муниципального образования г. Салехард было необоснованного отказано в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме.

Учитывая, что требования заявителя судом удовлетворены и в силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу Алишиховой Б.У. с Администрации МО г. Салехард подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд в сумме 200 рублей.

Согласно требований части 3 статьи 258 ГПК РФ, об исполнении решения суда должно быть сообщено в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня получения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Алишиховой Б.У. о признании незаконным решения Администрации муниципального образования г. Салехард по отказу в постановке на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, - удовлетворить.

Признать решение Администрации муниципального образования г. Салехард от 29 сентября 2009 года № 905-р об отказе в постановке Алишиховой Б.У. на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, незаконным и отменить его в указанной части.

Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард поставить Алишихову Б.У. на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с момента подачи заявления с 26 августа 2009 года, с учётом несовершеннолетних членов семьи: И. и А..

Взыскать с Администрации муниципального образования г. Салехард в пользу Алишиховой Б.У. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2011 года.

Председательствующий                         Т.Ю. Щепкина