решение по делу № 2-58/2012 о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2012 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-58 по исковому заявлению Колобовой Н.В. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и предоставлении жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Колобова Н.В. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и восстановлении в очереди для предоставления жилищной субсидии для приобретения жилья в пределах автономного округа по дате подачи заявления от 14 сентября 2011 года.

В обоснование заявленных требований указала, что в декабре 2007 года она приобрела квартиру по адресу: <адрес>, с использованием кредитных средств Сбербанка РФ в сумме 1350000 рублей, проживает и зарегистрирована по указанному адресу. В настоящее время задолженность по кредитному договору составляет 1 134 752 рублей 64 копейки.

На момент приобретения квартиры истица была зарегистрирована в квартире, принадлежащей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Я., по адресу: <адрес>. В данной квартире кроме истицы были также зарегистрированы следующие граждане: Я., её муж В., её дочь С., зять А., внучка В., внук Д. и племянник С. В этой квартире истица имела лишь регистрацию по месту жительства, а фактически проживала в квартире по адресу: <адрес>.

Далее истица сообщает, что 14 сентября 2011 года она обратилась с заявлением в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО о предоставлении ей жилищной субсидии на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному договору № 19453 от 07 декабря 2007 года за приобретённую квартиру. Однако в предоставлении субсидии на погашение задолженности было отказано, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих, что она была вселена в квартиру Я. не как член семьи собственника, либо необходимые документы на всех зарегистрированных граждан в квартире <адрес>. С указанным решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 октября 2011 года истица не согласна, поскольку на момент приобретения квартиры у неё отсутствовало жилое помещение, необходимое для постоянного проживания её семьи. Зарегистрированные граждане в квартире <адрес> членами её семьи не являются, поэтому при определении нуждаемости в жилом помещении в 2007 году не было необходимости проверять наличие или отсутствие в их собственности жилых помещений. В квартире тёти по ул. Республики она никогда не проживала.

В судебном заседании истица Колобова Н.В. уточнила свои исковые требования, просила признать незаконным отказ окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ей жилищную субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору № 19453 от ДД.ММ.ГГГГ, средства которого направлены на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, в размере, установленном законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Представитель ответчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что Колобова Н.В. была включена в список № 2. При проверке учётного дела Колобовой Н.В. было выявлено, что заявитель до приобретения с использованием кредитных средств квартиры по адресу: <адрес>, была зарегистрирована по адресу: <адрес>, которая принадлежала на праве собственности тёте заявителя - Я., где кроме истицы и собственника жилого помещения зарегистрировано ещё 6 человек. В справке о гражданах, постоянно проживающих с собственником жилого помещения от 15 сентября 2011 года № 10851, выписке из лицевого счёта от 26 сентября 2011 года № 201834616 содержится информация о том, что Колобова Н.В. была с 2002 года постоянно зарегистрирована по месту жительства по ул. Республики, а также то, что она является родственником - племянницей собственника квартиры. Учитывая, что Колобовой Н.В. не были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на каждого члена семьи: Я., В., А., С., В., Д., то решением окружной комиссии от 10 октября 2011 года истице было отказано в предоставлении жилищной субсидии. Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии не имелось.

В судебном заседании по ходатайству истицы допрошена свидетель О., которая суду пояснила, что она проживает в квартире по <адрес>, где ранее в период с 2002 года по декабрь 2007 года в квартире <адрес> постоянно проживала Колобова Н.В., и они общались в этот период как соседи.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что Колобова Н.В. является государственным гражданским служащим автономного округа, состоит в должности главного специалиста отдела по обеспечению жильём отдельных категорий граждан Управления жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, и по состоянию на 16 сентября 2011 года её стаж государственной гражданской службы составил <данные изъяты>.

14 сентября 2011 года Колобова Н.В. обратилась с заявлением к Директору департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о включении ей в список № 2 для предоставления в порядке очерёдности жилищной субсидии, указав состав семьи 2 человека: Колобова Н.В. и её дочь С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Однако решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, протоколом № 1 от 10 октября 2011 года Колобовой Н.В. было отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании п.п. 1 п. 4.8. Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, в связи с не предоставлением документов, предусмотренных пунктом 4.7 Положения.

Статьями 44 и 45-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» определено, что государственным гражданским служащим автономного округа в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются такие дополнительные государственные гарантии как предоставление единовременной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Учёт государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение служебных жилых помещений, жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа и ведется по следующим спискам: список № 1 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение служебных жилых помещений; список № 2 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории автономного округа либо за его пределами.

Государственный гражданский служащий автономного округа при наличии необходимых оснований вправе по своему выбору состоять в одном из списков либо в обоих списках. Порядок ведения учета регулируется постановлением Правительства автономного округа.

Право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья по месту жительства на территории автономного округа имеют государственные гражданские служащие автономного округа, состоящие на государственной гражданской службе автономного округа в органах государственной власти автономного округа и иных государственных органах автономного округа не менее 5 лет на дату подачи заявления, при наличии в частности, одного из следующих оснований:

1) не имеющие жилых помещений на территории автономного округа, то есть не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории данного муниципального образования;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Предоставление единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере.

Условия, порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.

Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2006 года № 222-А утверждёно Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья (далее Положение).

Так, пунктом 1.3 названного Положения предусмотрено, что жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья (далее - жилищная субсидия) является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, средства которых направлены на приобретение (строительство) квартиры на территории автономного округа либо за его пределами, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно пунктов 3.1. и 3.2. Положения, предельный размер предоставляемой жилищной субсидии ежегодно определяется распоряжением Правительства автономного округа в пределах объема ассигнований из окружного бюджета на текущий год, предусмотренных на предоставление жилищных субсидий государственным гражданским служащим, лицам, замещающим государственные должности. Размер жилищных субсидий не может превышать стоимость приобретаемого (строящегося) жилого помещения либо сумму остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом или займом.

В пункте 4.1. Положения перечислены документы, необходимые для предоставления государственными гражданскими служащими, желающими получить жилищную субсидию, в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа, среди которых в дополнении указаны также справка о гражданах, постоянно проживающих с заявителем; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная органами, осуществляющими государственную регистрацию, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на каждого члена семьи заявителя на территории автономного округа.

Решение о предоставлении жилищной субсидии государственным гражданским служащим принимает комиссия - пункт 4.7 Положения.

Согласно п.п. 1 пункта 4.8. государственным гражданским служащим, включенным в список № 2, отказывается в предоставлении жилищной субсидии в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 4.7. настоящего Положения.

Как видно из материалов дела, 07 декабря 2007 года по договору № 19453 ОАО «Сбербанк России» заёмщику Колобовой Н.В. предоставлен ипотечный кредит в сумме 1 350 000 рублей под 12,25% годовых на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, на срок по 06 декабря 2027 года.

По состоянию на 16 сентября 2011 года остаток задолженности Колобовой Н.В. по кредитному договору № 19453 составил 1 134 752 рубля 64 копейки, сумма выплаченных процентов - 546 952 рубля 23 копейки.

14 декабря 2007 года Колобова Н.В. приобрела у М.квартиру <адрес> в г. Салехард по цене 1 500 000 рублей, и 09 января 2008 года в Росреестре за Колобовой Н.В. зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение.

Согласно справке о регистрации № 10825, по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: Колобова Н.В. с 05 февраля 2008 года, её дочь С. с 18 мая 2010 года, брат С. с 05 мая 2008 года и не родственник И. с 05 февраля 2010 года.

В период с 29 октября 2002 года по 05 февраля 2008 года Колобова Н.В. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> собственником которой являлась её тётя - Я.

Из материалов дела следует, что всего по этому адресу кроме истицы Колобовой Н.В. (племянницы) было зарегистрировано по месту жительства ещё 7 человек: тётя истицы Я., тётин муж В., их дочь С., их зять А., внуки В., Д. и племянник (брат Колобовой Н.В.) С.

По результатам заседания 11 октября 2011 года, окружная комиссия по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев документы по вопросу предоставления жилищной субсидии Колобовой Н.В., пришла к выводу об отказе Колобовой Н.В. в предоставлении субсидии на приобретение жилья в г. Салехард, на основании п.п. 1 п. 4.8. Положения в связи с не предоставлением документов, предусмотренных Положением, поскольку при проверке учётного дела выявлено, что заявитель до приобретения квартиры по адресу: <адрес>, была постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, принадлежащей Я. - тёте заявительницы, в квартире зарегистрировано ещё 7 человек, и окружной комиссией указано, что документы на остальных членов семьи заявителя не представлены.

Понятие членов семьи дано в ст. 31 Жилищного кодекса РФ - к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что истица не является членом семьи собственника квартиры по <адрес> - Я., поскольку приходится последней племянницей, и в указанной квартире не проживала.

Данный факт подтверждается также показаниями свидетеля О., оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку свидетель была предупреждена судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и за отказ либо уклонение от дачи показаний.

В связи с чем, суд находит заслуживающим внимания довод истицы о том, что иные зарегистрированные в квартире <адрес> в г. Салехард лица членами семьи Колобовой Н.В. также не являются, поэтому основания для предоставления в отношении них документов из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали.

Довод Колобовой Н.В. о том, что в квартире тёти по ул. Республики она никогда не проживала, ответчиком не оспорен.

Иных доказательств, подтверждающих, что Колобова Н.В. признана членом семьи Я. и постоянно проживала с собственником, ответчиком суду не представлено.

Как следует из объяснений представителя ответчика и исследованных в судебном заседании доказательств, иных оснований для отказа Колобовой Н.В. в предоставлении субсидии у окружной комиссии не имелось.

При таких обстоятельствах, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Колобовой Н.В. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и предоставлении жилищной субсидии, - удовлетворить.

Признать незаконным отказ от 11 октября 2011 года окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа в предоставлении Колобовой Н.В. жилищной субсидии на погашение задолженности по кредитному договору от 07 декабря 2007 года, на приобретение квартиры.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Колобовой Н.В. жилищную субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитному договору № 19453 от 07 декабря 2007 года, средства которого направлены на приобретение квартиры по адресу: <адрес>, в размере, установленном законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 23 января 2012 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Щепкина