Дело № 2-75/2012 о выселении из служебного жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 февраля 2012 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи          Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания     Асмусс Э.А.

с участием прокурора                  Мосиявич О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пурунгуй Евгения Вэрьевича к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, и встречному исковому заявлению администрации муниципального образования город Салехард к Пурунгуй Евгению Вэрьевичу, Пурунгуй Наталье Урчивне, Пурунгуй Хасавако Евгеньевичу о выселении из служебного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Пурунгуй Е. В. обратился с иском к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением главы администрации г. Салехард № 336-р от 22.07.1996 года как депутату Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа на состав семьи жену - Пурунгуй Н.У., сыновей Пурунгуй Х.Е. и Пурунгуй М.Е. 08.11.1993 и 21.09.1996 года рождения соответственно была предоставлена трехкомнатная квартира по улице _ 54-8 жилой площадью 39,6 кв. м. общей 70,7 кв.в качестве служебной. Постановлением Администрации г. Салехард № 464 от 20.09.1996 года дом по улице _ 54 передан в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235 как федеральная собственность. В настоящее время право пользования квартирой имеют вышеуказанные лица и дочь Пурунгуй СЕ. 21.09.1998 года рождения, другого жилого помещения семья не имеет. Депутатские полномочия утрачены в 2000 году, по 2005 год работал в аппарате Законодательного Собрания ЯНАО, с 2007 года является государственным служащим, в настоящее время в должности главного специалиста отдела мониторинга и систематизации нормативных правовых актов управления по работе с подзаконными правовыми актами Государственного правового департамента. С даты получения указанной квартиры до настоящего времени не заключались какие-либо договоры найма жилого помещения. Оплату найма и коммунальных услуг проводит по лицевому счету открытому на его имя. В соответствии со статьей 101 ЖК РСФСР, действовавшего на день предоставления квартиры, жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежали независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, в том числе служебные жилые помещения и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. После принятия Жилищного Кодекса РФ, согласно Постановлению от 26 января 2006 г № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и Типовых договоров найма специализированных жилых помещений» виды жилых помещений, отнесенных к специализированному жилищному фонду, и их назначение установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных Правилами. Правила также требуют, что для принятия решения об отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда необходим технический паспорт жилого помещения, заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям, а использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения его к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и зарегистрированного в качестве такового, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В установленном законом порядке квартира, в которой проживает семья, с введение в действие Жилищного кодекса РФ также к специализированному жилищному фонду не отнесена. Учитывая, что после прекращения депутатских полномочий в 2000 году требований к нему и семье о выселении из квартиры предоставленной в качестве служебной не предъявлялось, а в настоящее время такие требований в силу статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, не могут быть заявлены, поэтому есть все основания признать, что квартира которую занимает семья утратила статус служебной. Поэтому в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» она подлежит приватизации. Совершеннолетний сын - Пурунгуй Х.Е. и жена Пурунгуй Н.У. от участия в приватизации отказываются, при этом сын, обучающийся в Тюмени, направил нотариально удостоверенный отказ. Просит признать за собой и несовершеннолетними Пурунгуй М. Е. и Пурунгуй С. Е. право собственности на квартиру по улице _ 54 кв. 8 по 1/3 доле в праве за каждым.

Администрация муниципального образования город Салехард обратилась в суд со встречным иском к Пурунгуй Е. В., Пурунгуй Н. У., Пурунгуй Х. Е. о выселении из служебного жилого помещения, в обоснование встречных исковых требований указали, что квартира № 8 дома № 54 по ул. _ в г. Салехарде является муниципальной собственностью на основании Постановления Администрации города Салехарда от 20.09.1996 года № 464 и включена в реестр муниципальной собственности. В соответствии с п. 2 Постановления Администрации города Салехарда oт 20.09.1996 года № 464 по согласованию с собственником, квартире № 8 дома № 54 по уд. _ был присвоен статус служебного жилого помещения. На основании п. 1 Постановления Администрации города Салехарда от 20.09.1996 года № 464, ответчику и членам его семьи было предоставлено спорное жилое помещение на период исполнения полномочий депутата Государственной Думы ЯНАО. Ответчик и члены его семьи на момент предъявления иска утратили специальный статус, дающий им право проживать в данном жилом помещении. Так же в нарушение закона не освободили спорное жилое помещение после окончания полномочий депутат Государственной Думы ЯНАО и не уведомили надлежащим образом собственника об изменении своего статуса. Отсутствие у ответчиков договора служебного найма в письменной форме не может служить основанием для признания их права пользования жилым помещением по иной форме найма. Так как жилое помещение ответчику и членам его семьи предоставлялось в период действия ЖК РСФСР, к данным правоотношениям применяются ранее действующие нормы права. В соответствии с положением ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры. На основании статьи 107 ЖК РСФСР, рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. В соответствии ст. 304 ГК РФ собственник может требовать, устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Просят выселить Пурунгуй Е. В., Пурунгуй Н. У., Пурунгуй Х. Е. и несовершеннолетних членов семьи из квартиры № 8 дома № 54 по ул. _ в г. Салехарде без предоставления другого жилого помещения.

Истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску Пурунгуй Е. В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску администрации МО г. Салехард Бандровский Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство с просьбой рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя администрации МО г. Салехард.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Пурунгуй Н.У. в судебном заседании указала, что она поддерживает заявленные требования истца по первоначальному иску Пурунгуй Е.В. в полном объеме, просила их удовлетворить, в удовлетворении встречных требований отказать. От участия в приватизации жилого помещения отказывается, о чем представила нотариально удостоверенное заявление.

Прокурор Мосиявич О.В. дала по делу заключение о том, что с 30.09.1996 года предоставленное истцу жилое помещение является служебным, предоставлялось ему в связи с исполнением им обязанностей депутата законодательного собрания ЯНАО, после прекращения полномочий депутата, продолжал проживать в данном жилом помещении до настоящего времени. После прекращения депутатских полномочий продолжил трудовые отношения в органах законодательной власти ЯНАО, а затем в органах исполнительной власти ЯНАО, где продолжает работать по настоящее время. В связи с чем, встречный иск не подлежит удовлетворению. Первоначальный иск также не подлежит удовлетворению, так как с истцом не был заключен договор социального найма жилого помещения.

Суд, выслушав доводы сторон, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Распоряжением администрации МО г. Салехард №366-р от 22.07.1996 году истцу предоставлено жилое помещение по адресу: г. Салехард ул. _ д.54 кв. 8, как депутату Государственной Думы ЯНАО. Этим же распоряжением данное жилое помещение признано служебным. Истцу выдан соответствующий ордер на жилое помещение от 01.08.1996 года.

Постановление администрации МО г. Салехард №464 от 30.09.1996 года жилой дом №54 по ул. _ принят в муниципальную собственность.

Из указанного следует, что решение о признании жилого помещения жилым было принято администрацией МО г. Салехард еще до принятия его в муниципальную собственность, следовательно собственник мог распоряжаться имуществом только после наступления указанного права в соответствии с положениями ст.209 ГК РФ, и соответственно только после принятия жилого помещения в собственность, администрацией могло быть принято решение о признании жилого помещения в указанном жилом доме служебным.

Согласно выписки из реестра жилищного фонда МО г. Салехард кв.8 в д.54 по ул. _является муниципальной собственностью на основании указанного выше постановления администрации МО г. Салехард №464 от 30.09.2006 года.

Согласно справки о регистрации, в данном жилом помещении зарегистрированы истец с 12.11.1996 года, члены его семьи: супруга Пурунгуй Н.И. с11.04.2000 года, сын Пурунгуй Х.Е. с 08.11.1993 года рождения с 12.11.1996 года, несовершеннолетний сын Пурунгуй М.Е. 21.09.1996 года рождения с 12.11.1996 года и несовершеннолетняя дочь Пурунгуй С.Е. 21.09.1998 года рождения с11.04.2000 года.

После прекращения депутатских полномочий 14.04.2000 года, требования администрации МО г. Салехард, к истцу о выселении не предъявлялись до настоящего времени.

Согласно сведений, указанных в справке законодательного собрания ЯНАО истец с 16.05.1996 года по 14.04.2000 года являлся депутатом данного законодательного органа. С 17.04.2000 года по 04.07.2005 года работал в аппарате Законодательного Собрания ЯНАО.

Из справки административно-правового департамента ЯНАО следует, что истец работал в данном департаменте с 09.07.2007 года.

Из справки государственно-правового департамента ЯНАО следует, что истец работает в данном департаменте с 24.09.2010 года по настоящее время.

Согласно сведений, предоставленных ГУП ЯНАО «Окружной центр технической инвентаризации» и управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, ни истец, ни члены его семьи не имеют в собственности жилых помещений.

Согласно сведений, предоставленных Администрацией МО г. Салехард, истец и члены его семьи состоят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 18.02.2004 года в списке №1, вставших на учет до 01.03.2005 года под №1219; а также в списке граждан из числа коренных и малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда автономного округа под №244.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на период возникновения жилищных правоотношений между Пурунгуй Е.В. и администрацией МО г. Салехард, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиками не представлено, поскольку согласно сведений управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО какие либо записи о правах на объект недвижимости кв.8 в д.54 по ул. _ г. Салехард отсутствуют.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающей, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что истец и члены его семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах государственной регистрации недвижимости отсутствуют сведения об отнесении спорного жилого помещения к служебным, требования о выселении истца и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения не подлежат удовлетворению, и у суда имеется достаточно оснований для признания, что спорное жилое помещение утратило статус служебного и потому в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" оно подлежало передаче в собственность в порядке приватизации, и требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

В силу статьи 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность.

Пурунгуй Н.У. и Пурунгую Х.Е. представили в суд нотариально заверенное согласие о приватизации жилого помещения без их участия с распределением долей по усмотрению лиц, участвующих в приватизации.

Учитывая, что в приватизации жилого помещения участвует также несовершеннолетние члены семьи Пурунгуй М.Е. и Пурунгуй С.Е., то жилое помещение передается в общую с несовершеннолетним собственность в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пурунгуй Евгения Вэрьевича к администрации муниципального образования город Салехард о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Пурунгуй Евгением Вэрьевичем и несовершеннолетними членами его семьи Пурунгуй Майма Евгеньевны, Пурунгуй Светланой Евгеньевной право общей долевой собственности, по 1/3 доле каждого, на квартиру № 8 дома № 54 по ул. _ г. Салехарда.

В удовлетворении встречный исковых требований администрации муниципального образования город Салехард к Пурунгуй Евгению Вэрьевичу, Пурунгуй Наталье Урчивне, Пурунгуй Хасавако Евгеньевичу о выселении их и их несовершеннолетних членов семьи из квартиры № 8 дома № 54 по ул. _ г. Салехарда, без предоставления другого жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2012 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья                             К.В. Лисиенков