Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 февраля 2012 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре: Ассмус Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Любовь Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о выплате компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха,
УСТАНОВИЛ
Колесникова Л. И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о выплате компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха. В обоснование заявленных требований истец указала, что является получателем пенсии по старости с 27.07.1996 года. 02.11.2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдых и обратно в сумме 22083 рубля, приложив все необходимые подтверждающие документы (заявление о возмещении, маршрутные квитанции, посадочные талоны). При этом указанная сумма складывалась из расходов затраченных на приобретение авиабилетов к месту отдыха по маршруту Салехард - Москва - Ростов-на-Дону и обратно Ростов-на-Дону - Москва - Салехард. Решением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2011 года № 613 компенсировали стоимость проезда лишь частично в сумме 15 800 рублей, то есть только за авиабилеты Салехард - Москва и обратно Москва - Салехард. В своем решении Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа отказался компенсировать авиабилеты по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Москва в связи с тем, что расходы по приобретению данных электронных билетов по вышеуказанному маршруту произведены не истцом Колесниковой Л.М., а оплачены с помощью пластиковых карт Master Card, принадлежащих Пикун Наталье и Пикун Роману. С данным решением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа согласна, считает что это решение нарушает права и противоречит нормам действующего законодательства. Для поездки на отдых просила зятя Пикун Романа Витальевича 5 марта 2011 года приобрести электронные авиабилеты по маршруту Ростов-на-Дону - Москва - Салехард на 7 марта 2011 года, которые он и приобрел, произведя оплату с помощью принадлежащей ему пластиковой карты. На следующий день 6 марта 2011 года передала ему денежные средства в сумме 2706 рублей за авиабилеты. В связи с тем, что на момент приобретения обратного билета (29 июля 2011 г.) по маршруту Ростов-на-Дону - Москва - Салехард, находилась в сельской местности село Шабельское, Щербиновского района, Краснодарского края, где нет касс по продаже авиабилетов, а ближайшая авиакасса находится в г. Ейск, расположенном в 120 километрах от данного села, передала денежные средства в размере 3 577 рублей 25 копеек своей дочери Пикун Наталье Викторовне и просила приобрести электронные авиабилеты, которые она и приобрела по Интернету, оплатив их с помощью принадлежащей ей пластиковой карты. Право на компенсацию использовала в 2009 году, поэтому очередное право возникло в 2011 году, что подтверждается решением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2011 года № 613. Считает, что решение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.11.2011 года № 613, в части отказа в возмещении расходов на оплату авиабилетов по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Москва в сумме 6283 рубля, является необоснованным, расходы на оплату проезда по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Москва на сумму 6283 рубля подлежат компенсации в полном объеме. Просит взыскать с Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Москва в сумме 6283 рубля.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Мушаева С.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. В отзыве на исковое заявление указала, что, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее по тексту - Закон от 19.02.1993 № 4520-1) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Таким образом, законодатель установил, следующие существенные условия, наличие которых является обязательным для выплаты компенсации:
- выезд за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых проживает пенсионер;
- целенаправленный (а не любая желаемая поездка) выезд к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных - данной статьей, приняло 01.04.2005 постановление № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее по тексту - Правила). Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил, возмещению подлежат фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Таким образом, закон не содержит каких-либо неясностей и содержит необходимые условия такой компенсации: это получатель пенсии, проживание этого лица в указанных в законе местностях и отдых на территории Российской Федерации, а также расходы на оплату проезда несет фактически сам пенсионер.
Из документов, представленных Колесниковой Л.И. на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, следует, что Колесникова Л.И. выезжала на отдых в г. Ростов-на-Дону. Проездные документы предоставлены по маршруту Салехард - Москва, Москва -Ростов-на-Дону, Ростов-на-Дону - Москва, Москва - Салехард в размере 22 083 рубля 25 копеек.
09.11.2011 УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение № 613 о частичной выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 15800 рублей согласно проездным документам по маршруту Салехард-Москва и Москва-Салехард.
В выплате компенсация расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Москва - Ростов-на-Дону и Ростов-на-Дону - Москва в размере 6 283 рубля 25 копеек УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа было отказано ввиду того, что из представленных проездных документов следует, что их оплата была произведена не самим пенсионером, а иным липом.
А в частности, оплата электронных билетов по маршруту Москва - Ростов-на-Дону, была произведена по безналичному расчету, а именно, платежной картой №7201 принадлежащая Пикун Р., и по маршруту Ростов-на-Дону - Москва, так же произведена по безналичному расчету, платежной картой №7376 принадлежащая Пикун Н.
Согласно статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
Безналичные расчеты подразумевают под собой форму денежного обращения, при которой хранение и движение денежных средств, происходит без участия наличных денег, посредством зачисления денег на банковский счет и перечисления со счета плательщика на счет получателя. Все безналичные расчеты осуществляются через банки посредством чеков, векселей, кредитных (платежных) карточек.
Кредитная (платежная) карта (карточка) - это именной платежно-расчетный документ в виде персонифицированной пластиковой пластинки с магнитной полосой, которая вмещает данные, необходимые для расчета за товар, услуги (идентификационный номер, фамилию владельца).
По правоотношениям, регулируемым статьей 34 Закона от 19.02.1993 № 4520-1, законодателем четко определен перечень лиц, которые имеют право на получение компенсации, в перечне этих лиц нет пенсионеров, которым расходы на проезд к месту отдыха и обратно оплачивают третьи лица (к примеру: члены семьи) и таким лицам компенсация законом не предусмотрена.
Таким образом, как Закон от 19.02.1993 № 4520-1, так и Правила, являются нормами прямого действия, и не предусматривают установление компенсации стоимости проезда пенсионерам, которые фактически не понесли расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.
Учитывая компенсаторный характер предусмотренной статьей 34 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 льготы, определение оснований предоставления которой является исключительной компетенцией законодателя, считающего возможным предоставлять такую льготу только пенсионерам, которые фактически понесли расходы на оплату проезда к месту отдыха и обратно, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Колесниковой Л.И. не имеется.
Следовательно, действия УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа по отказу Колесниковой Л.И. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда по маршрутам Москва - Ростов-на-Дону и Ростов-на-Дону - Москва в размере 6 283 рубля 25 копеек, ввиду того, что фактически расходы по приобретению данных проездных документов понесены не самим пенсионером, являются законными, поскольку УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа соблюдаются и исполняются нормы права, закрепленные в действующем нормативном правовом акте Правительства РФ, которое на сегодняшний день не признано в установленном законодательством РФ порядке незаконным и несоответствующим Конституции РФ.
Следует отметить, что УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в силу своего правового статуса (государственное учреждение) является правоприменительным органом, что возлагает на него обязанности применения закона исходя из его буквального смысла. Требования законодательства для ПФР и его территориальных органов являются обязательными для исполнения, а право толкования положений законодательства Пенсионному фонду РФ не предоставлено.
На основании изложенного, УПФР в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа просит в удовлетворении исковых требований Колесниковой Л.И. о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, отказать.
Суд, выслушав доводы ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно удостоверения № 025373 истец является получателем пенсии по старости, которая ей назначена с 27.07.1996 года.
09.11.2011 года ответчиком принято решение о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда № 613, которым принято решение о выплате компенсации на оплату стоимости в размере 15800 рублей. Электронные билеты по маршруту Москва – Ростов-на-Дону – Москва не оплачены в связи с тем, что расходы по приобретению данных билетов произведены не самой Колесниковой Л.И., а с помощью пластиковых карт Master Card, принадлежащих Пикун Наталье и Пикун Роману.
Ст.34 закона РФ от 19.02.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к местностям» предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ определен данный порядок Постановлением Правительства от 01.04.2005 года №176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» п.10 предусмотрено, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса.
Приказом Минтранса РФ от 08.11.2006 г. №134 «об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» определено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности. Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным. Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок), электронный полетный, электронный контрольный, электронный агентский купоны содержат следующие сведения о перевозке пассажира и багажа: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.
Таким образом, электронный билет является подтверждением заключения договора перевозки пассажира воздушным транспортом, заключенным согласно положений ст.786 ГК РФ и 103 Воздушного кодекса РФ между истцом Колесниковой Л.И. как пассажиром и авиакомпанией как перевозчиком. Данный договор является двухсторонним, и имеет взаимные права и обязанности только между сторонами данного договора, а именно пассажира и перевозчика. В частности ст.108 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку. При это перевозчик, кроме документов, подтверждающих факт заключения договора воздушной перевозки пассажира и документа удостоверяющего его личность не вправе требовать какие либо иные документы, в частности подтверждающих внесение именно данным пассажиром денежных средств за услуги воздушной перевозки.
Посадочный талон служит подтверждением фактического оказания услуг по воздушной перевозке пассажира.
Истцом Колесниковой Л.И. в адрес ответчика был представлены электронные билеты № 421 2424470766 от 29.07.2011 года и № 421 2422874437 от 05.03.2011 года, с отраженными в них всеми необходимыми реквизитами, оказании ей услуг по воздушной перевозке авиакомпанией S7 рейс 1155, 07.03.2011 года по маршруту Москва – Ростов-на-Дону, по тарифу 2640 рублей и рейс 1160 от 27.10.2011 года по маршруту Ростов-на-Дону – Москва, по тарифу 3490 рублей и в подтверждение оказания данной услуги, истцом приложены посадочные талоны.
Факт нахождения истца в месте отдыха в г. Ростов-на-Дону признается ответчиком, им же произведена оплата ее проезда от места проведения отдыха из г. Салехард в г. Москва и обратно в сумме 15800 рублей, оплата же проезда к месту проведения отдыха по маршруту Москва – Ростов-на-Дону – Москва ответчиком истцу не произведена, несмотря на представленные документы, подтверждающие факт осуществления перелета именно истцом по указанному маршруту (электронные авиабилеты и посадочные талоны) и заключения договора воздушной перевозки пассажира именно истцом, поэтому понесенные истцом расходы в данной части подлежат возмещению и ее требования в части оплаты стоимости проезда к месту проведения отдыха в сумме 6283 рубля подлежат частичному удовлетворению в сумме 6130 рублей.
Удовлетворяя требования о взыскании стоимости проезда к месту отдыха суд не считает подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании в сумме 153 рубля 25 копеек - сбора за оформление авиабилета, поскольку в соответствии с положениями п.7 Приказа Минзравсоцразвития РФ от 11.08.2008 года №408-н «Об утверждении разъяснения о применении правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимися получателями трудовой пенсии по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно, утвержденных Постановлением Правительства от 01.04.2005 года №176» в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), а также сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), и расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд более высокой категории. Заявленные требования относятся именно к указанным сборам.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Колесниковой Любовь Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о выплате компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха, удовлетворить частично.
Взыскать с Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу Колесниковой Любовь Ивановны расходы на оплату проезда к месту проведения отдыха в сумме 6130 рублей.
В удовлетворении исковых требований Колесниковой Любовь Ивановны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости сбора за оформление авиабилетов в сумме 153 рубля 25 копеек, отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков