Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 февраля 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.
при секретаре: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о возложении обязанности выделить квоты для трудоустройства инвалидов в установленном размере,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Салехарда, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о возложении обязанности выделить квоты для трудоустройства инвалидов в установленном размере, указывая, что в нарушение требований ст.ст. 21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст.ст. 5, 7 Закона ЯНАО от 27.06.2008 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» № 54-ЗАО, в учреждении не установлена квота рабочих мест для инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда ФИО2 доводы искового заявления поддержала, на удовлетворении заявленных требований в полном объёме настаивала. Дополнительно пояснила, что иск предъявлен к юридическому лицу ОАО «Сбербанк России», вытекает из деятельности его филиала - Салехардского отделения № 1790, осуществляющего свою деятельность на территории г. Салехарда.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, против иска возражал, представил письменный отзыв, привёл, изложенные в нём доводы. Суду пояснил, что иск прокурором предъявлен в интересах неопределенного круга лиц неправомерно, поскольку данных круг лиц чётко определён, и соответственно отсутствуют заявления граждан, дающих право прокурору обратиться в суд с иском. Также Законом ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» предусмотрено, что в случае невозможности создания или выделения рабочих мест работодатель вправе самостоятельно заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест для инвалидов, сведений о том, что Салехардское отделение № 1790 указанного соглашения не заключало прокурором не представлено. Кроме этого, ответчик является обособленным подразделением юридического лица – филиалом, и не является юридическим лицом, поэтому иск должен быть предъявлен по месту нахождения юридического лица. Дополнительно указал, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.
Заслушав объяснение помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона РФ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно ст.ст. 21, 24 указанного Закона, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Квота для приёма инвалидов на работу в Ямало-Ненецком автономном округе установлена Законом ЯНАО от 27.06.2008 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» № 54-ЗАО.
Согласно ст.ст. 5, 7 названного Закона квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения.
В силу названных выше законоположений, установление квоты рабочих мест для инвалидов является обязанностью юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Как следует из правоустанавливающих документов, на территории г. Салехарда имеется филиал ответчика - Салехардское отделении №1790, зарегистрированный в г. Салехарде, по адресу: г. Салехард, ул. Республики д. 41, иск прокурором предъявлен к организации, вытекающей из деятельности его филиала, следовательно, доводы ответчика в части того, что иск должен быть предъявлен по месту нахождения юридического лица, не состоятельны.
Согласно информации ГКУ ЯНАО «Центр занятости населения города Салехард» о квотировании рабочих мет, подаваемой ежеквартально, из которой следует, что в филиале ответчика за период с 01.01.2011 год по 31.12.2011 год количество рабочих мет, созданных или выделенных в счет квоты равно 0.
Из этой же информации следует, что среднесписочная численность работников организации по состоянию на 31.12.2011 год составляет <данные изъяты> человек, должности для инвалидов не обособлены и не определены. Кроме того, согласно приказа Салехардского отделения № 1790 ОАО «Сбербанк России» <данные изъяты> «Об изменении штатного расписания», штатная численность подразделения составляет <данные изъяты> единиц.
Таким образом, в силу положений ст. 5 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО», исходя из среднесписочной численности работников ответчика ОАО «Сбербанк России» Салехардское отделение № 1790, последним в счёт квоты должно выделяться не менее 4 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, указанные требования законодательства ответчиком не выполняются, поскольку квоты для приёма на работу инвалидов не установлены, и данный факт ответчиком не оспаривается.
Отсутствие у ответчика квот для инвалидов свидетельствует о неисполнении ответчиком требований Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» и является основанием для удовлетворения исковых требований.
Доводы ответчика в той части, что круг лиц, в интересах которых прокурором подан иск, может быть индивидуализирован, и поэтому не является неопределенным, суд считает также не состоятельными, поскольку количество инвалидов может постоянно меняться.
Согласно положений ст. 8 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» в случае невозможности создания или выделения работодателем квотируемых рабочих мест работодатель вправе заключить с иным работодателем соглашение об организации рабочих мест, по которому один работодатель (направляющая организация) направляет обратившихся к нему для приема на работу в соответствии с настоящим Законом инвалидов к другому работодателю (принимающей организации), а принимающая организация обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест. Обязанности направляющей организации по трудоустройству инвалидов считаются выполненными с момента создания принимающей организацией рабочих мест во исполнение соглашения об организации рабочих мест или специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и приема на них инвалидов. Трудоустройство инвалидов принимающей организацией во исполнение соглашения об организации рабочих мест или специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не прекращает для такой организации обязанностей, установленных настоящим Законом.
Таким образом, обязанность по заключению данного соглашения лежит на филиале ответчика, однако им таковых мер предпринято не было, и опровергающих доказательств ответчиком суду не представлено. Кроме этого, в силу названных положений закона заключение подобного рода соглашения не освобождает работодателя от обязанности по квотированию рабочих мест.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона ЯНАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно, то есть на следующий текущий год. Следовательно, доводы ответчика о том, что уже имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда, суд считает также не состоятельными, поскольку исковые требования, предъявляемые прокурором, охватывают иной период.
При указанных обстоятельствах, суд находит заявленные прокурором требования к ответчику обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку при подаче искового заявления прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, она подлежит взысканию в бюджет с ответчика, не освобождённого от её уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать открытое акционерное общество «Сбербанк России» в Салехардском отделении № 1790 установить квоты рабочих мест в целях трудоустройства инвалидов в установленном законодательством размере.
Взыскать с открытого акционерного общества «Сбербанк России» государственную пошлину в бюджет в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы или представления через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 17 февраля 2012 года.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья А.В. Паршуков