Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 февраля 2012 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре: Ассмус Э.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Салехарда, в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», Ямало-Ненецкому филиалу открытого акционерного общества «Ростелеком», о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, обязать устранить допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов
УСТАНОВИЛ
Прокурор г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», Ямало-Ненецкому филиалу открытого акционерного общества «Ростелеком», о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, обязать устранить допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов указывая, что согласно ст. 27 Конвенции о правах инвалидов каждое государство признает право инвалидов на труд наравне с другими. Это право подразумевает предоставление инвалиду возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях открытого рынка. Конвенция о правах инвалидов обязывает государство принимать меры, направленные на то, чтобы запретить дискриминацию по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости. Многие из мер защиты инвалидности являются выражением конституционного принципа всеобщего равенства и, по сути, носят декларативный характер. В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения, что следует из ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в РФ», согласно которой государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов. Бездействие нарушает требования ст.ст.21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» согласно которой организациям, численность которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). Частью 2 статьи 7 Закона ЯНАО от 27.06.2008 №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов ЯНАО» на работодателей возложена обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Размер квот в Ямало-Ненецком автономном округе установлен Законом ЯНАО от 27.06.2008 №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО». Согласно ст.ст. 5,7 Закона ЯНАО от 28.06.2008 №54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота, которая определяется в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников. Таким образом, установление квоты для приема на работу инвалидов имеет целью обеспечение им дополнительных гарантий права на труд. Квота для приема на работу инвалидов представляет собой минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в той или иной организации, включая рабочие места, на которых уже работали инвалиды. В случае невозможности создания и выделения работодателем квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов прием на работу инвалидов осуществляется в рамках заключенного соглашения об организации рабочих мест, по которому один работодатель направляет обратившихся к нему для приема на работу инвалидов к другому работодателю, а принимающая сторона обязуется за счет направляющей организации организовать рабочие места или специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и принять на работу инвалидов в счет определенной для направляющей организации квоты рабочих мест. Согласно информации ГУ «Центр занятости населения г. Салехард» от 29.12.2011 Салехардским районным узлом связи Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком», являющегося структурным подразделением Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком», не созданы и не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов, несмотря на то, что общая численность подразделения составляет 230, 8 человек. Работодателем для работников Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» и его структурных подразделения является Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». При таких обстоятельствах предусмотренное федеральным и региональным законодательством требования о создании и выделении работодателем квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» нарушено. Бездействие ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» и Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» по созданию и выделению работодателем квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Салехардском районном узле связи Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку указанное влечет за собой нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется. Согласно информации Управления по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехард по состоянию на 26.01.2012 года на учете состоит 736 инвалидов 2 группы, 442 инвалида 3 группы. По данным ГУ «Центр занятости населения» по состоянию на 25.01.2012 года на учете в качестве безработных состоит 26 лиц из числа инвалидов (из них 2 группа - 7 человек, 3 группа- 19 человек). В соответствии с информацией Салехардского районного узла связи Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» среднесписочная численность работников организации составляет 230, 8 человек, рабочие места для инвалидов не созданы. В соответствии с п. 1.4. Положения «О Салехардском районном узле связи» численность и штатное расписание утверждает вице-президент-директор макрорегионального филиала по представлению директора филиала, по согласованию с заместителем директора макрорегионального филиала - директором по организационному развитию и управлению персоналом. Таким образом, нарушение требований вышеназванного законодательства о выделении и квотировании рабочих мест для инвалидов в г. Салехарде в структурном подразделении Ямало-ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» допущено ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком». Просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов в установленном размере.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехарда Мосиявич О.В. доводы искового заявления поддержала, на удовлетворении заявленных требований в полном объеме настаивала.
Представитель ответчика Абдурзаков О.А., действующий на основании нотариально заверенной доверенности ответчика, исковые требования не признал, привел доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, считая, что заявленные требования необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям:
1. Иск предъявлен по адресу г. Москва, 125047 ул. Тверская-Ямская 1-я д. 14. К материалам дела приложено Положение «О Ямало-Ненецком филиале...» ОАО «Ростелеком» от 15 марта 2011г. в котором указан адрес места нахождения ОАО «Ростелеком» 191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, дом 15, таким образом, ответчик надлежащим образом не извещен.
2. Согласно ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Однако, ни указанный нормативный акт, ни законодательство Ямало-Ненецкого округа не содержит определения (понятия) создать или выделить рабочие места. Создание или выделение (?) рабочих мест для инвалидов в штате предприятия может осуществляться только при условии, что работодатель будет знать, с какой именно программой реабилитации обратиться инвалид, и какие именно условия труда необходимо будет создать для него, и, соответственно, создание или выделение рабочих мест для определенного числа инвалидов фактически не возможно. Таким образом, создание или выделение рабочего места для инвалида и, соответственно, выполнение установленной квоты возможно при трудоустройстве организацией обратившегося к ней инвалида в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в счет установленной квоты.
3. Выполнение квоты работодателем, то есть трудоустройство инвалидов в определенном количестве от среднесписочной численности работников может осуществляться только по мере обращения инвалида с целью трудоустройства до достижения необходимого количества трудоустроенных инвалидов. Следовательно, для того, чтобы работодатель смог выполнить квоту в полном объеме и трудоустроить необходимое количество инвалидов, необходимо, чтобы инвалид обратился к работодателю с целью трудоустройства или его направил центр занятости. Соответственно, можно сделать вывод о том, что невыполнение квоты работодателем означает отказ работодателя в приеме на работу инвалида при его обращении. За время существования ОАО «Уралсвязьинформ» и его деятельности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, центр занятости населения не направил ни одного инвалида, для трудоустройства.
4. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудового функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере). Установление в штате предприятия специальных квот для приема на работу граждан-инвалидов не представляется возможным, поскольку трудоустройство инвалидов в соответствии с действующим законодательством должно осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, соответственно, не каждое вакантное место может подходить инвалиду по его медицинским показаниям и соответствовать индивидуальной программе реабилитации, а создание Обществом рабочих мест которые бы подходили по медицинским рекомендациям неопределенному кругу инвалидов, также невозможно. В соответствии со ст. 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
5. Исходя из вышеперечисленного ОАО «Ростелеком» не понятно, в чем заключается бездействие предприятия по трудоустройству инвалидов и что подразумевает под собой понятие выделение квот, которого требует прокуратура.
6. Из искового заявления прокуратуры не ясно, какое количество инвалидов должно быть трудоустроено, что берется за единицу расчета, на какой административной территории это должно происходить. С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 3, 16, 57 Трудового кодекса РФ, ст. 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Закона ЯНАО от 28.06.2008г. «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов», просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора города Салехарда отказать, иск оставить без удовлетворения.
Выслушав пояснения прокурора и представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд установил следующее.
Согласно части 2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
Согласно положений ст.5 Закона ЯНАО от 28.06.2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» квота устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Размер квоты устанавливается равный 2 процентам от среднесписочной численности работников. Расчет числа рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется ежегодно работодателем самостоятельно. При определении квоты производится округление ее размера в сторону уменьшения до целого значения. Квота определяется на срок не менее одного календарного года. Ст.7 данного закона определяет, что работодатели обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты по направлению центров занятости населения; создавать инвалидам, принятым на работу, условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; учитывать особенности регулирования труда инвалидов, установленные трудовым законодательством; представлять документы, необходимые для постановки на учет в центр занятости населения по месту нахождения организации в целях формирования реестра организаций, имеющих среднесписочную численность работников более 100 человек; представлять в центр занятости населения по месту нахождения организации информацию о квотировании рабочих мест в порядке, установленном постановлением Администрации автономного округа, и содержащую: данные о среднесписочной численности работников; данные о числе работающих инвалидов в организации; самостоятельно рассчитанное количество рабочих мест, создаваемых или выделяемых в счет квоты; сведения о рабочих местах, создаваемых или выделяемых организацией в счет квоты; информацию о движении квотируемых рабочих мест; информировать центр занятости населения о приеме на работу инвалидов; уведомлять центр занятости населения о ликвидации квотируемых рабочих мест.
Согласно положений ч.2 ст.29 ГПК РФ иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Как следует из материалов дела, на территории г. Салехарда имеется филиал ответчика – Ямало-Ненецкий филиал открытого акционерного общества «Ростелеком», зарегистрированный в г. Салехарде, по адресу: г. Салехард, ул. Матросова д.2, иск прокурором предъявлен к организации, вытекающей из деятельности его филиала, следовательно доводы ответчика в части того, что ответчик ОАО «Ростелеком», зарегистрированный в г. Санкт -Петербурге ул. Достоевского д.15 извещен ненадлежащим образом суд считает не состоятельными, поскольку согласно полномочий, определенных в доверенности участвующие в деле представителя ответчика, он имеет право на представление интересов общества в целом, следовательно, ответчик извещен надлежащим образом, поскольку представитель общества принимал непосредственное участие в судебном заседании, представил отзыв на исковое заявление.
Согласно положений ч.1 ст.21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Из указанной выше нормы следует, что на законодательные органы власти субъекта РФ возложены полномочия по определению квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников на территории данного субъекта РФ. Следовательно в каждом субъекте РФ законом субъекта могут быть установлены различные размеры квоты для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов), и организации (юридические лица) осуществляющие свою деятельность в нескольких субъектах РФ, должны соблюдать и обеспечивать квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников отдельно по каждому субъекту РФ, в соответствии с размером квот определенным законом субъекта РФ, в зависимости от среднесписочной численности работников работающих у работодателя отдельно по каждому субъекту РФ.
В соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.07.2008 года №380-А «Об утверждении порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» информация о квотировании рабочих мест, представляется работодателями ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Данную обязанность ОАО «Ростелеком» по своему филиалу в Ямало-Ненецком автономном округе не выполняет.
Ст.2 Закона ЯНАО от 28.06.2008 года № 54-ЗАО «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в ЯНАО» определяет понятие квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, которых работодатель обязан принять на работу, в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации. Также дается понятие квотирование рабочих мест - организация рабочих мест и прием на работу инвалидов в счет установленной квоты.
Таким образом, законодатель на уровне субъекта определил четкое понятие квоты, указанное выше. Таким образом, для квотирования рабочих мест работодателем в своем штате должны быть предусмотрены рабочие места, в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, которых работодатель обязан принять на работу, при этом данные рабочие места должны быть специально организованы.
В связи с изложенным, доводы представителя ответчика в той части, что выделение рабочих мест для определенного числа инвалидов невозможно в виду того, работодателю неизвестно с какой программой реабилитации к нему инвалид, центра занятости населения не направлял для трудоустройства ни одного инвалида, случаев отказа в приеме инвалидов на работу не было, суд считает не состоятельными, поскольку в штате предприятия квоты для трудоустройства инвалидов не предусмотрены, как и не представляется соответствующая информация о квотированных рабочих местах для инвалидов в полном объеме и данное обстоятельство фактически признается представителем ответчика в отзыве на исковое заявление.
В соответствии с информацией Салехардского районного узла связи Ямало-Ненецкого филиала ОАО «Ростелеком» среднесписочная численность работников организации составляет 230, 8 человек, рабочие места для инвалидов не созданы.
Учитывая изложенное и установленные судом обстоятельства, в частности то, что ОАО «Ростелеком», квотирование рабочих мест по данному филиалу не осуществляет, исковые требования прокурора г. Салехард в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора г. Салехарда, в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», Ямало-Ненецкому филиалу открытого акционерного общества «Ростелеком», о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов, обязать устранить допущенные нарушения путем выделения квот для трудоустройства инвалидов, удовлетворить.
Признать бездействия открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в непредставлении в полном объеме квот для трудоустройства инвалидов в Ямало-Ненецком филиале открытого акционерного общества «Ростелеком» противоправными.
Обязать открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в Ямало-Ненецком филиале открытого акционерного общества «Ростелеком» установить квоты рабочих мет для трудоустройства инвалидов в размере установленном законодательством.
Взыскать с открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков