Решение по гражданскому делу № 2-405/2012 о понуждении передать в установленном законом порядке ранее занимаемое жилое помещение



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 февраля 2012 года                      г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Паршукова А.В.

при секретаре:                 ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Салехард к ФИО2, ФИО3 о понуждении к исполнению обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования г. Салехард обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о понуждении к исполнению обязательств, мотивировав требования тем, что во исполнение решение суда и определения суда о замене стороны исполнительного производства ответчикам предоставлена субсидия и выдано свидетельство о праве на получение жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья. Ответчиками был заключён договор участия в долевом строительстве, подписано обязательство по освобождению ранее занимаемой квартиры, однако до настоящего времени это обязательство не исполнено, более того, в квартиру были вселены посторонние граждане.

В судебном заседании представитель истца ФИО7, имеющий надлежащие полномочия, на иске настаивал по изложенным в нём доводам.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин неявки суду не представила. О рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом.

Ответчик ФИО3 иск не признал. Заявил о том, что в настоящее время освободить квартиру не возможно. Ранее требовалось время для производства ремонта в приобретённом жилом помещении, в настоящее время необходимо оформить документы, осуществить переезд. Указал, что законодательством не определено обязательство по освобождению жилого помещения и не регламентированы сроки освобождения. Пояснил, что многоквартирный дом введён в эксплуатацию, жилое помещение предано ответчика ДД.ММ.ГГГГ по акту приёма-передачи.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и определение о замене стороны исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию муниципального образования г. Салехард возложена обязанность предоставить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья ФИО2, ФИО3

На основании распоряжения администрации муниципального образования г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ в целях осуществления отдельных государственных полномочий автономного округа по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преданных органам местного самоуправления, ответчикам предоставлена жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилья в г. Салехарде в размере <данные изъяты>

В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была предоставлена субсидия и выдано свидетельство.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подписала обязательство после ввода в эксплуатацию жилого дома освободить ранее занимаемое жилое помещение – <адрес> и сняться с регистрационного учёта по данному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2и ФИО3 заключён договор – ДУ участия в долевом строительстве на приобретение двухкомнатной квартиры <адрес>.

На основании заявления ответчика ФИО2 предоставленная жилищная субсидия была перечислена ОАО «ИСК ЯНАО» в оплату по указанному договору.

В соответствии со ст. 13 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО перед принятием органом государственной власти автономного округа либо органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, граждане обязаны вновь представить в органы местного самоуправления, осуществляющие учет нуждающихся в жилых помещениях, письменное обязательство об освобождении после улучшения жилищных условий ранее занимаемой в домах государственного или муниципального жилищного фонда жилой площади на условиях социального найма или найма либо предварительный договор об отчуждении жилого помещения, занимаемого на праве собственности (при согласии граждан).

В соответствии с Подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан» Окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 г.г. (утв. Постановлением Администрации ЯНАО от 09.07.2009 г. № 382-А) задачей данной Подпрограммы является обеспечение сокращения сроков предоставления жилья и увеличения темпов исполнения государственных обязательств автономного округа перед отдельными категориями граждан, в том числе, перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Согласно ст. 8 и иным положениям Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст.17 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств окружного бюджета осуществляется одним из следующих способов:

1) путём предоставления по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа;

2) путём предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья.

В силу п.3.7 Положения о порядке предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования г. Салехард (утв. Решением Городской Думы МО город Салехард от 30.03.2009 г. № 17) в случае принятия решения о возможности предоставления жилищной субсидии уполномоченный орган выдает детям-сиротам свидетельство установленной формы согласно приложению № 3 к настоящему Положению для заключения договоров на приобретение или строительство жилья.Граждане, получившие жилищные субсидии в рамках настоящего Положения, освобождают ранее занимаемые жилые помещения не позднее 2-х месяцев со дня заключения договора на приобретение жилья на вторичном рынке или со дня подписания акта передачи жилого помещения по договору на строительство.

Исходя из положения приведённых норм, возражения ответчика о том, что вопрос об обязательствах по освобождению ранее занимаемого жилья и сроках такого освобождения не урегулирован, основаны на неверном толковании законодательства и не могут быть приняты во внимание.

Из материалов дела следует, что обязательство по освобождению жилого помещения ответчиками не выполнено, они также остаются зарегистрированными в ранее занимаемом жилом помещении вместе с несовершеннолетним членом их семьи.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> был выявлен факт проживания посторонних граждан, вселённых ответчиками.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие действий граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Доводы ответчика о длительном оформлении документов на жилое помещения, необходимости ремонта и осуществления переезда не могут повлиять на существо спора и не могут расцениваться как основание освобождения от принятых обязательств.

Более того, в судебном заседании ответчик не оспаривал, что средства по субсидии были предоставлены семьи и перечислены на оплату жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. Также не оспаривал, что объект строительства ответчикам передан в ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, ответчиками не исполнены как добровольно принятые, так и вытекающие из условий предоставления субсидии обязательства по освобождению ранее занимаемого жилого помещения. При таких обстоятельствах суд находит требования иска обоснованным и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-I под место жительством понимается - квартира, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 названного Закона регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из материалов дела следует, что ответчики в жилом помещении не проживают, являются собственниками иного жилого помещения, ранее занимаемое жилое помещение они должны были освободить и передать по акту приёма передачи истцу. При таких обстоятельствах, ответчики, а также несовершеннолетний член их семьи подлежат снятию с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

В силу частей 1 и 3 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Ответчики выехали в иное место жительство, являются собственниками жилого помещения в силу обязательств, принятых ими добровольно и вытекающих из порядка предоставления субсидий, должны освободить ранее занимаемое ими жилое помещение. Следовательно, заключённый с ними договор социального найма на спорное жилое помещение подлежит расторжению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика, не освобождённого от её уплаты.

Взыскание судебных расходов в солидарном порядке является не допустимым, в связи чем суд приходит к выводу о взыскании государственной пошлины с ответчика ФИО2, поскольку ею было подписано обязательство об освобождении жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать ФИО2, ФИО3 передать администрации муниципального образования город Салехард по акту приёма-передачи <адрес>.

Снять ФИО2, ФИО3, а также несовершеннолетнего члена их семьи ФИО5 с регистрационного учёта по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.

Расторгнуть договора социального найма <адрес>.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет в размере <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Судья                                      А.В. Паршуков