№2-359/2012 о признании права собственности на получение жилищной субсидии



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-359

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.

Салехардский городской суд <адрес>

в составе председательствующего судьи:        Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания:        Петровой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Правительству <адрес> в лице Департамента строительства и жилищной политики <адрес> о признании права на получение субсидии, признании незаконным решения комиссии о предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности предоставить жилищную субсидию,

У С Т А Н О В И Л:

В. обратилась в суд с иском к Правительству <адрес> в лице Департамента строительства и жилищной политики о признании права на получение субсидии, признании незаконным решения комиссии о предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности включить в Список №2 и возложении обязанности предоставить жилищную субсидию.

В обоснование иска указала, что является гражданским государственным служащим ЯНАО. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО с заявлением о включении ее в список для предоставления жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья на территории года Салехард, к которому приложила необходимый пакет документов. Решением окружной комиссии по вопросу распределения жилищных субсидий ей было в этом отказано из-за отсутствия нуждаемости в жилых помещениях на территории <адрес>. Просила суд признать ее право на получение из бюджета автономного округа жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения на территории автономного округа, признать незаконным решение ответчика в части отказа о предоставлении ей жилищной субсидии, обязать ответчика включить ее в Список №2, обязать ответчика предоставить ей жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья на территории <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец В. и ее представитель К., действующий на основании доверенности, отказались от иска в части возложения на Правительство <адрес> в лице Департамента строительства и жилищной политики обязанности включить ее в Список №2 для предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим, в остальной части поддержали требования и доводы иска.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ отказ истца В. от части иска принят судом, производство по делу в части возложения на ответчика обязанности включить истицу в Список№2 для предоставления жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим прекращено.

Истец В. в судебном заседании пояснила, что она проживает в квартире по ул. ________, д.____ кв._____совместно со своей свекровью В. и двумя дочерьми. Отношения со свекровью у нее испортились после смерти мужа, в настоящее время натянутые. Членом семьи свекрови она не является, в настоящее время между ними заключен договор указанного жилого помещения. Денежные средства за наем квартиры она отдает свекрови наличными.

Представители Правительства ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ч. и К., действующие на основании доверенностей, возражали против исковых требований. Суду пояснили, что истец была включена в список № 2 под номером 95. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ В. было отказано в предоставлении субсидии по причине отсутствия нуждаемости. При проверке учётного дела истицы было выявлено, что заявитель зарегистрирована по адресу: <адрес>, ул. ______ д.____ кв. ___, которая принадлежала на праве собственности свекрови заявителя – В., где кроме истицы и собственника жилого помещения, зарегистрировано ещё 2 человека. При этом вселение истицы, её умершего мужа и детей в указанное жилое помещение осуществлено В. исключительно в качестве членов семьи, что подтверждается продолжительным сроком проживания, регистрацией по месту жительства. Кроме того, В. проживает в квартире, где обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 22, 82 кв.м. (91,30 кв.м. общей площади квартиры : 4 человека (состав семьи) = 22,82 кв. м. В соответствии с п. 1 решения городской Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 34 учётная норма предоставления жилья на территории <адрес> составляет 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. Следовательно, в настоящее время истица обеспечена жилой площадью выше учётной нормы, соответственно отказ Комиссии в предоставлении ей субсидии в связи с отсутствием нуждаемости правомерен.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 44, 45-1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе <адрес>» государственным гражданским служащим автономного округа в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются такие дополнительные государственные гарантии как предоставление единовременной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Учёт государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение служебных жилых помещений, жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа и ведется по следующим спискам: список № 1 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение служебных жилых помещений; список № 2 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории автономного округа либо за его пределами.

Государственный гражданский служащий автономного округа при наличии необходимых оснований вправе по своему выбору состоять в одном из списков либо в обоих списках. Порядок ведения учета регулируется постановлением Правительства <адрес>.

Право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья по месту жительства на территории автономного округа имеют государственные гражданские служащие автономного округа, состоящие на государственной гражданской службе автономного округа в органах государственной власти автономного округа и иных государственных органах автономного округа не менее 5 лет на дату подачи заявления, при наличии в частности, одного из следующих оснований:

1) не имеющие жилых помещений на территории автономного округа, то есть не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории данного муниципального образования;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Предоставление единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере.

Условия, порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливаются постановлением Правительства <адрес>.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 222-А утверждёно Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим <адрес> и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти <адрес>, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья (далее Положение).

Пунктом 1.3 названного Положения предусмотрено, что жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья (далее - жилищная субсидия) является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам или займам, предоставленным юридическим лицом, средства которых направлены на приобретение (строительство) квартиры на территории автономного округа либо за его пределами, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно п.п.3.1. и 3.2. Положения, предельный размер предоставляемой жилищной субсидии ежегодно определяется распоряжением Правительства <адрес> в пределах объема ассигнований из окружного бюджета на текущий год, предусмотренных на предоставление жилищных субсидий государственным гражданским служащим, лицам, замещающим государственные должности. Размер жилищных субсидий не может превышать стоимость приобретаемого (строящегося) жилого помещения либо сумму остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом или займом.

В пункте 4.1. Положения перечислены документы, необходимые для предоставления государственными гражданскими служащими, желающими получить жилищную субсидию, в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа, среди которых в дополнении указаны также справка о гражданах, постоянно проживающих с заявителем; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная органами, осуществляющими государственную регистрацию, о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности на каждого члена семьи заявителя на территории автономного округа.

Решение о предоставлении жилищной субсидии государственным гражданским служащим принимает комиссия в силу п. 4.7 Положения.

Согласно п.п. 1 пункта 4.8. государственным гражданским служащим, включенным в список № 2, отказывается в предоставлении жилищной субсидии в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 4.7. настоящего Положения.

При этом следует учесть, что указанным Положением не урегулированы правовые отношения в части определения членов семьи получателей субсидий, в связи с чем, подлежат применению нормы ЖК РФ.

Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что истица является государственным гражданским служащим автономного округа, является главным специалистом отдела экологической оценки Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО. Стаж госслужбы истицы на момент подачи заявления составлял 8 лет 6 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением к Директору департамента строительства и жилищной политики <адрес> о включении ей в список № 2 для предоставления в порядке очерёдности жилищной субсидии, указав свой состав семьи из 2 –х человек: дочь В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из копии ответа истице от Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим <адрес>, протоколом № 1 от ДД.ММ.ГГГГ В. было отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании п.п. 3 п. 4.8., п.п. 2 п. 2.1. Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим <адрес> жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, в связи с отсутствием нуждаемости.

При этом, как следует из пояснений представителей ответчика в судебном заседании и материалов дела, из Списка №2 государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение жилищной субсидии, истица В. ответчиком не исключена, состоит в очереди под номером 95.

Как видно из смысла ст. 51 ЖК РФ, основаниями для признания граждан нуждающимися служат отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя и обеспеченность жильем менее учетной нормы.

Аналогичные требования содержит п.п.1 п.1 ст.7 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ЗАО.

Согласно справке о регистрации № 10408/2, по адресу: <адрес>, ул. ________, д. ____, кв.____, зарегистрированы по месту жительства: В. – собственник. Зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, В. – сноха, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, В. – внучка, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ, В. – внучка, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем в силу ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие с ним совместно в принадлежащим ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи.

Согласно ст. 69 Жилищного кодекса РФ - к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Анализ указанной нормы права позволяет сделать определенный вывод о том, что другие родственники нанимателя, в том числе сноха, свекровь, братья, сестры, признаются членами семьи нанимателя при наличии двух условий в совокупности, если они вселены в качестве членов семьи нанимателя и ведут с ним общее хозяйство.

В целях принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, состав семьи заявителя определяется в соответствии с Жилищным кодексом РФ (п.2 ст. 5 указанного Закона).

При разрешении спора по существу суд считает возможным применить аналогию закона, а именно ст. 2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 55-ЗАО «о государственной социальной помощи в ЯНАО», а именно: п. 2 ст. 1 - малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане - семьи и одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утвержденного постановлением Правительства <адрес>. В состав семьи включаются супруги; несовершеннолетние дети, дети в возрасте до 23 лет, осваивающие образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в том числе опекаемые; престарелые родители (неработающие пенсионеры - женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет).

Как установлено в судебном заседании, между истицей и ее свекровью В. заключен договор найма жилого помещения- квартиры № ____ дома №___ по ул. ______ <адрес>, отношения между ними натянутые, общее хозяйство не ведется. Срок договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3.1. настоящего договора В. обязана ежемесячно выплачивать В. плату за жилое помещение в размере 15 000 рублей.

Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что В. в любое время вправе потребовать выселения истицы и ее детей из принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения на основании ч.4 ст. 31, ст. 35 ЖК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истица не является членом семьи собственника жилого помещения – квартиры № ___ дома № ____ по ул.____ г. Салехард В.

Из материалов дела следует, что В. И члены ее семьи собственниками жилых помещений на территории МО <адрес> не значатся, что подтверждается справкой ГУП «ОЦТИ ЯНАО» № 3789 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах истица В. и ее дочери являются нуждающимися в предоставлении жилого помещения на территории <адрес>, поскольку не обеспечены жилым помещением.

Истица В. имеет право на предоставление жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения на территории <адрес>.

Следовательно, решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа В. в предоставлении жилищной субсидии нельзя признать законным и обоснованным.

Иных доказательств силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования В. к Правительству <адрес> о признании права на получение субсидии, признании незаконным решения комиссии о предоставлении жилищной субсидии и возложении обязанности предоставить жилищную субсидию удовлетворить.

Признать незаконным решение окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданским государственным служащим ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа В. в предоставлении жилищной субсидии.

Обязать Правительство <адрес> в лице Департамента строительства и жилищной политике ЯНАО предоставить В. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                 О.В.Богомягкова