решение по делу № 2-141 о признании незаконными действий по эксплуатации опасных производственных объектов и введении в действие плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов в отношении опасных производственных объектов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 февраля 2012 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-141 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к открытому акционерному обществу «НК «Роснефть - Ямалнефтепродукт» о признании незаконными действий по эксплуатации опасных производственных объектов и введении в установленном порядке в действие плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов в отношении опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» о признании незаконными действий ОАО «НК «Роснефть - Ямалнефтепродукт» по эксплуатации опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: нефтебаза г. Салехард, ул. Горького, 25; склад ГСМ г. Лабытнанги, район «Геофизики», промзона; база ГСМ г. Надым - в отсутствие утвержденных планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и обязать ОАО «НК «Роснефть - Ямалнефтепродукт» в срок до 01 апреля 2012 года обеспечить утверждение в установленном порядке планов предупреждению и ликвидации разливов нефти нефтепродуктов в территориальном органе МЧС России.

Требования иска мотивированы тем, что ответчиком ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» эксплуатируются опасные производственные объекты, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: нефтебаза г. Салехард, ул. Горького, 25, «Салехардское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-001; склад ГСМ г. Лабытнанги, район «Геофизики», промзона «Лабытнангское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-003; база ГСМ г. Надым, филиал «Надымское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-005.

Далее прокурор сообщает, что ответчик ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» осуществляет эксплуатацию перечисленных опасных производственных объектов в отсутствие утверждённых в установленном порядке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в нарушение требований Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федерального закона РФ № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ № 240 от 15 апреля 2002 года, постановления Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утверждённых приказом МЧС России № 621 от 28 декабря 2004 года, Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утверждённых постановлением Гостехнадзора РФ № 33 от 20 мая 2003 года. Прокурор настаивает в иске, что несоблюдение требований действующего законодательства со стороны ответчика ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» влечёт за собой нарушение права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Мосиявич О.В., действующая по поручению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Мартынова В.И., уточнила исковые требования и просила суд признать незаконными действия ОАО «НК «Роснефть - «Ямалнефтепродукт» по эксплуатации всех перечисленных в иске опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами, а также обязать ОАО «НК «Роснефть - «Ямалнефтепродукт» ввести в установленном порядке в действие план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении трёх опасных производственных объектов в течение 10 дней с момента его получения после его утверждения МЧС России, но не позднее 01 июня 2012 года.

Представитель ответчика ОАО «НК «Роснефть - Ямалнефтепродукт» Вихарева О.Е., действующая на основании доверенности, требования иска признала частично, а именно, согласилась с тем, что эксплуатация указанных в иске опасных производственных объектов в отсутствие утверждённых в установленном порядке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является незаконной. Вместе с тем, уточнила, что в настоящее время план находится на утверждении в Уральском региональном центре МЧС России, впоследствии будет направлен Минэнерго РФ и в МЧС России, в связи с чем, просила установить разумные сроки для введения его в действие после утверждения МЧС России, с учётом положений календарного плана. Кроме того, просила прекратить производство по делу в части возложения обязанности по введению в действие плана в отношении опасного производственного объекта - нефтебазы в г. Салехард, поскольку в отношении этого объекта 04 июня 2009 года Салехардским городским судом вынесено решение.

Определением Салехардского городского суда от 29 февраля 2012 года производство по настоящему гражданскому делу в части возложения на ОАО «НК «Роснефть - «Ямалнефтепродукт» обязанности введения в действие плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении нефтебазы г. Салехард, ул. Горького, д. 25 прекращено.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Указанное право граждан также гарантировано ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статья 14 Федерального закона РФ № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно - организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях обеспечения эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации Правительство РФ постановлением № 240 от 15 апреля 2002 года утвердило Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», согласно которых, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Кроме того, постановлением Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 года «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» утверждены основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Также приказом МЧС России № 621 от 28 декабря 2004 года утверждены Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Из приведенных выше правовых актов следует, что в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций разрабатывают Планы и Календарные планы, которые подлежат согласованию (утверждению) соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией и в порядке, устанавливаемом настоящими Правилами.

Разделом III Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации предусмотрено, что введение Планов в действие оформляется приказом по организации, с уведомлением органов исполнительной власти, утвердивших Планы. В зависимости от уровня планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается время на разработку, согласование и утверждение Планов.

В судебном заседании установлено, что ответчик ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» эксплуатирует опасные производственные объекты, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: нефтебаза г. Салехард, ул. Горького, 25, «Салехардское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-001; склад ГСМ г. Лабытнанги, район «Геофизики», промзона «Лабытнангское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-003; база ГСМ г. Надым, филиал «Надымское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов № А59-50108-005.

Анализируя изложенное, суд находит обоснованными и подтверждёнными доводы прокурора о том, что ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов в отсутствие утверждённых в установленном порядке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем, требования иска о признании незаконными указанных действий суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что для разработки и организации проведения экспертизы и согласования в установленном порядке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт», ответчиком с ООО «БашЭкспертЦентр» заключён договор № 44/11 от 23 августа 2011 года «На разработку и проведение согласования Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ОАО «НК «Роснефть» -Ямалнефтепродукт».

Как видно из исследованных в судебном заседании доказательств, а также объяснений представителя ответчика, Планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для объектов ОАО «НК «Роснефть» -Ямалнефтепродукт», разработаны и согласованы в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора, в Главном управлении МЧС России по ЯНАО и 27 февраля 2012 года направлены на рассмотрение в Уральский региональный центр МЧС России.

Вместе с тем, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела ответчиком план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении опасных производственных объектов не введён, суд находит требования иска в части возложения на ОАО «НК «Роснефть - «Ямалнефтепродукт» обязанности ввести в установленном порядке в действие план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: склад ГСМ г. Лабытнанги район «Геофизики» промзона; база ГСМ г. Надым, также подлежащими удовлетворению судом.

Заявленный прокурором срок введения в действие плана - в течение 10 дней с момента его получения ОАО «НК «Роснефть - «Ямалнефтепродукт» после утверждения МЧС России, но не позднее 01 июня 2012 года, суд признаёт разумным, с учётом того, что перечисленные в календарном плане на разработку Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» сроки проведения согласования и утверждения планов в уполномоченных государственных органах являются максимальными, что не исключает выполнение перечисленных этапов в более короткие сроки.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, согласно положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ОАО «НК «Роснефть - Ямалнефтепродукт» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Признать незаконными действия открытого акционерного общества «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» по эксплуатации опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: нефтебаза г. Салехард, ул. Горького, 25; склад ГСМ г. Лабытнанги, район «Геофизики», промзона; база ГСМ г. Надым - в отсутствие утвержденных Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Обязать ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» ввести в установленном порядке в действие План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в отношении опасных производственных объектов, на которых ведётся деятельность по обращению с нефтепродуктами: склад ГСМ г. Лабытнанги, район «Геофизики», промзона; база ГСМ г. Надым, в течение 10 дней с момента его получения ОАО «НК «Роснефть» - «Ямалнефтепродукт» после утверждения МЧС России, но не позднее 01 июня 2012 года.

Взыскать с ОАО «НК «Роснефть» - Ямалнефтепродукт» в местный бюджет государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы, прокурором представления через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 05 марта 2012 года.

Председательствующий                    Т.Ю. Щепкина