№ 2-286/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 марта 2012 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, встречному иску администрации муниципального образования город Салехард к ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма на квартиру, расположенную по адресу: г. Салехард ул. <адрес>
В обоснование иска указала, что жилое помещение предоставлено по месту работы в муниципальном предприятии «Салехарджилстройсервис», на основании распоряжения администрации муниципального образования город Салехард от 23 января 2006 года № 31-р. 10 мая 2006 года с ней был заключен договор найма жилого помещения в общежитии. В связи с тем, что спорное жилое помещение было предоставлено на основании Жилищного кодекса РСФСР, то на основании ст. 7 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» ответчик обязан заключить договор социального найма.
Определением Салехардского городского суда от 14 февраля 2012 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято встречное исковое заявление Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО4 о выселении без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании ФИО5 настаивала на удовлетворении иска, по доводам и обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, возражал против удовлетворения встречных исковых требований.
Представитель администрации муниципального образования город Салехард Пропащев Е.В., действующий на основании доверенности, против иска возражал, мотивируя тем, что спорное жилое помещение предоставлено истцу как служебное жилое помещение, на период работы в МП «Салехарджилстройсервис» и в момент предоставления находилось в муниципальной собственности, настаивал на удовлетворении исковых требований о выселении без предоставления жилого помещения, поскольку указанное жилое помещение было предоставлено на период трудовых отношений с МП «Салехарджилстройсервис», которые в настоящее время прекращены, однако ответчик, не освобождает жилое помещение.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Статьей 60 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
На основании ст. 61 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Статьей 100 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Из материалов дела следует, что истец ФИО6 работала с 24 августа 2001 года по 29 февраля 2008 года в должности мастера общестроительной группы ремонтно-строительного участка в МП «Салехарджилстройсервис» (л.д. 14-20).
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Салехард ул. <адрес> находится в собственности муниципального образования город Салехард и ему присвоен статус служебного.
Распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 23 января 2006 года № 31-р жилое помещение, расположенное по адресу: г. Салехард ул. <адрес> предоставлено истице, на период работы в МП «Салехарджилстройсервис» (л.д. 10).
10 мая 2006 года с ФИО7 заключен договор найма жилого помещения в общежитии на комнату <адрес> в г. Салехард (л.д. 11-12).
Однако, жилой дом по ул. <адрес> не является общежитием, не оборудован под общежитие, что не оспаривается сторонами.
Таким образом, истице предоставлялось жилое помещение на период работы в муниципальном предприятии, то есть фактически на условиях договора служебного найма, а не социального, и истица пользуется спорным жилым помещением на основании договора служебного найма, о чем имеется вышеназванные распоряжение, договор найма служебного помещения.
Истица на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации муниципального образования не состояла, тогда как, предоставление жилого помещения на условиях социального найма возможно только лицам, состоявшим на таком учете, исходя из очередности.
При этом, ссылки истицы на Федеральный закон «О введении в действия Жилищного кодекса РФ» несостоятельны, поскольку, ФИО8 предоставлено жилое помещение, на основании ст. 99, 100 Жилищного кодекса РФ, с истицей был заключен договор служебного найма, в то время когда жилое помещение находилось в собственности муниципального образования, а не до его передачи.
Также не состоятельны доводы, о том, что спорное жилое помещение было предоставлены, в связи с нуждаемостью, на тех же условиях, что и <адрес> в этом же доме.
Действительно, истица проживала в <адрес> <адрес>, на основании ордера от 5 мая 2003 года, вместе с ФИО9 <адрес> и спорная <адрес> являются изолированными друг от друга жилыми помещениями, то есть двумя не связанными между собой жилыми помещениями. Следовательно, право пользования спорной комнатой не может зависеть от право пользования <адрес>
Из распоряжения о предоставлении спорной комнаты и договора найма, следует, что спорная комната предоставлено как отдельное жилое помещение. Истица выехала из <адрес> в спорную комнату, следовательно у ФИО10 возникло право пользования спорным жилым помещением, на основании заключенного договора найма, а не ордера на <адрес>.
В связи с чем, оснований для заключения договора социального найма на спорное жилое помещение, и признании права пользования на этих условиях за истицей, не имеется, и в удовлетворении иска ФИО11 к администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г<адрес> на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, необходимо отказать.
Администрацией муниципального образования город Салехард заявлены встречные исковые требования о выселении ФИО12 о выселении из специализированного жилого помещения, которые мотивированы тем, что с ФИО13 было предоставлено спорное жилое помещение на период трудовых отношений с МП «Салехарджилстройсервис», которые в настоящее время прекращены, однако ответчица, не освобождает жилое помещение.
В соответствии со ст.ст. 17, 19 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как следует из материалов дела, <адрес> в городе Салехарде, является служебным жилым помещением и находится в собственности муниципального образования город Салехард, что не оспаривалось в судебном заседании сторонами.
В соответствии со ст. 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено, распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от 23 января 2006 года № 31-р, указанная комната предоставлена ФИО14 на условиях служебного найма на период ее работы в МП «Салехарджилстройсервис» (л.д. 10).
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение является единственным местом жительства ответчицы, поскольку иные жилые помещения у нее на праве собственности, на условиях найма, в том числе социального, коммерческого, служебного, либо на иных законных основаниях, отсутствуют.
Решением городской думы муниципального образования город Салехард от 15 июня 2005 года № 13 утверждено «Положение о порядке предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде муниципального образования город Салехард».
Согласно пункта 3.1 Положения служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением
На основании пункта 4.1 Положения специализированные жилые помещения предоставляются указанным в пункте 3.1 настоящего Положения гражданам, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в населенных пунктах муниципального образования город Салехард
По смыслу п.п. З.1., 4.1. указанного Положения специализированные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным предприятием или учреждением и не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в населенных пунктах муниципального образования город Салехард.
Из материалов дела следует, что ответчица ФИО15 состоит в трудовых отношениях с муниципальным предприятием «Салехардремстрой» муниципального образования город Салехард.
При указанных обстоятельствах, поскольку ФИО16 состоит в трудовых правоотношениях с муниципальным предприятием и не имеет иных жилых помещений на праве собственности либо найма, суд приходит к выводу о том, что она имеет право на предоставление ей спорного жилого помещения на условиях договора специализированного найма.
Таким образом, требования иска администрации муниципального образования город Салехард к ФИО17 о выселении без предоставления жилого помещения не подлежат удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО18 к администрации муниципального образования город Салехард о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Салехард <адрес> на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма, - отказать.
Встерчное исковое заявление администрации муниципального образования город Салехард к ФИО19 о выселении без предоставления другого жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме принято судом 21 марта 2012 года.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов