Дело № 2-514/2012 об оспаривании действий органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 марта 2012 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:          Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания:    Ассмус Э.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У об оспаривании действий органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л :

У обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указала, что она является нанимателем кв.2 д.16 по ул. _ г. Салехарда. Данный дом ранее принадлежал Салехардскому городскому рыболовецкому кооперативу. Данная квартира была предоставлена заявителю Салехардским городским рыболовецким кооперативом в 1992 году, который в дальнейшем был реорганизован в Салехардское потребительское общество. Определением Арбитражного суда ЯНАО от 04.09.2001 года утвержден ликвидационный баланс Салехардского потребительского общества, которое было ликвидировано. Согласно справке ГУП ЯНАО «ОЦТИ» по состоянию на 1968 года дом, в котором она проживает имел износ 37%, после указанного времени состояние дома до настоящего времени не оценивалось. В связи с этим она обратилась с заявлением в межведомственную комиссию по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с целью проведения его обследования и дачи соответствующего заключения о признании дома пригодным или непригодным для проживания. 25.11.2011 года ей заместителем главы Администрации города Салехарда Бурдыгина С.А. дан ответ в проведении обследования дома межведомственной комиссией поскольку считает, что в указанном доме все жилые помещения находятся в собственности, а межведомственная комиссия дает заключения только по домам, которые находятся в муниципальной собственности. Считает отказ в проведении обследования соответствия жилого дома и квартиры в которой она проживает установленным требованиям и признании дома пригодным или непригодным для проживания индивидуального жилого дома незаконным, поскольку считает, что жилое помещение, в котором она проживает, после ликвидации Салехардского потребительского общества является муниципальной собственностью.

В судебное заседание заявитель У и ее представитель Бубенщиков В.Е., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, настаивали на удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в заявлении. Заявитель У дополнительно пояснила, что вселена она была в жилое помещение на основании решения профкома Салехардским городским рыболовецким кооперативом, данный протокол у нее отсутствует, какие либо документы по Салехардскому потребительскому обществу в архиве отсутствуют. Отказ в обследовании подписанный Бурдыгиным С.А. как заместителем главы Администрации города Салехарда она расценивают как отказ межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения на предмет пригодности либо непригодности проживания в нем, так как Бурдыгин С.А. является председателем межведомственной комиссии.

Представитель заинтересованного лица администрации МО г. Салехарда Пропащев Е.В., действующий на основании доверенности, указал, что одним из требований, заявленных заявителем является требование о возложении обязанности на межведомственную комиссию провести обследование жилого дома, следовательно усматривается спор о праве, и заявленные требования не могут быть рассмотрены в настоящем судебном заседании, следовательно заявление подлежит оставлению без рассмотрения. В определении Арбитражного суда ЯНАО от 04.09.2001 года ничего не указано о том, что у Салехардского потребительского общества какого либо имущества нет. Администрация МО г. Салехард не знает о том, какое имущество было у Салехардского потребительского общества, следовательно дом, в котором проживает заявитель не является муниципальной собственностью.

Представитель заинтересованного лица межведомственной комиссию по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Михайлова Н.В., действующая на основании доверенности, считала требования заявителя не подлежащими удовлетворению, поскольку она с соответствующим заявлением в межведомственную комиссию не обращалась. Она обращалась с данным заявлением в администрацию МО г. Салехард, ее обращение было направлено в МУ Салехардская дирекция единого заказчика, которое подготовило ответ, и данный ответ был подписан Бурдыгиным С.А. как заместителем главы администрации МО г. Салехарда, а не как председателем межведомственной комиссии. Кроме этого в полномочия межведомственной комиссии входит обследование только муниципального жилищного фонда, поскольку заявителем не представлено доказательств того, что жилое помещение, в котором она проживает, относиться к муниципальному жилищному фонду, то ее требования не подлежат удовлетворению. Обследование дома в связи с данным обстоятельством для определения его пригодности либо непригодности для проживания могут провести другие ведомства, такие государственная жилищная инспекция в ЯНАО.

Заинтересованное лицо К суду показала, что на основании решения Салехардского городского суда от 16.07.2002 года она является собственником жилого помещения квартиры 1 дома16 по ул. _ города Салехарда. Право собственности в управлении Россреестра по ЯНАО она не зарегистрировала. Дом, в котором она проживает имеет большой процент износа, и считает, что для определения его пригодности, либо непригодности для проживания требуется его обследования, поэтому считала требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц участвующих в деле, заслушав показания специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в п. 5 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2, в судебном порядке, предусмотренном главой 25 рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

Согласно положений Постановления Администрации МО г. Салехард № 285 от 24 апреля 2006 года «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» данная комиссия наделена распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, поэтому действия, бездействия межведомственной комиссии могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 25.11.2011 года за исх. № 1809 заместителем Главы Администрации города Салехарда Бурдыгиным С.А. в адрес заявителя направлено письмо на ее обращение, из которого следует, что межведомственная комиссия принимает решения только в отношении муниципального жилищного фонда, а поскольку дом, в котором она проживает находиться в собственности граждан, то межведомственная комиссия не уполномочена проводить его обследование на предмет его пригодности непригодности для проживания, и данный функция осуществляет государственная жилищная инспекция.

Постановлением Администрации МО город Салехард от 01.09.2011 № 388 утвержден состав межведомственной комиссии, председателем которой является первый заместитель Главы Администрации города Салехарда от 25.11.2011 года Бурдыгин С.А., и поскольку он в своем ответе заявителя ссылается на полномочия именно межведомственной комиссии, председателем которой является он, то суд расценивает его ответ заявителю, который оспаривается ею, как отказ в проведении обследования жилого помещения именно межведомственной комиссии, который может быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ.

Из технического паспорта жилого дома №16 по ул. _города Салехарда следует, что он является многоквартирным, состоит из двух квартир, собственником квартиры № 1 является К на основании решения Салехардского городского суда от 16.07.2002 года, собственником квартиры 2, в котором проживает заявитель является Салехардский горрыбкооп на основании договора купли-продажи от 04.04.1968 года.

Определением Арбитражного суда ЯНАО от 04.09.2001 года утвержден ликвидационный баланс Салехардского потребительского общества, которое было ликвидировано.

В соответствии с положениями ст.14 ЖК РФ, ст.15 ЖК РСФСР органы местного самоуправления обязаны осуществлять учет жилищного фонда на подведомственной им территории.

В соответствии с положениями федерального закона №6-ФЗ от 08.01.1998 года «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего в период ликвидации Салехардского потребительского общества, а также положений федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», действующего в настоящий период времени, жилищный фонд социального использования, при банкротстве юридического лица и его ликвидации, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления.

Таким образом, администрация МО г. Салехарда должна была осуществлять должным образом учет находящегося на ее территории жилищного фонда и при ликвидации Салехардского потребительского общества, должна была принять на баланс жилищный фонд общества, в связи с чем, суд приходит к выводу, что жилищный фонд ликвидированного Салехардского потребительского общества, является муниципальным жилищным фондом, в связи с чем доводы представителей заинтересованных лиц в лице администрации МО г. Салехарда и межведомственной комиссии в данной части являются не состоятельными.

Кроме этого доводы указанных представителей заинтересованных лиц являются не состоятельными также в связи с тем, что согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. П.2 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года определяет, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.

Согласно положений п.7 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 года признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. То есть никакой иной орган, организация не вправе принять решение о признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, в связи с чем, доводы представителя межведомственной комиссии в данной части о том, что государственная жилищная инспекция вправе принять данное решение, являются не состоятельными.

В связи с изложенным требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ч.1 ст.258 ГК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица в той части, что одном из требований заявителя является требование возложить на межведомственную комиссию провести обследование жилого дома, в связи с чем, он усматривает спор о праве, являются не состоятельными.

В связи с изложенным, суд признает незаконным отказ заместителя Главы Администрации города Салехарда от 25.11.2011 года Бурдыгина С.А. в проведении обследования квартиры № 2 дома № 16 по ул. _ города Салехарда межведомственной комиссией по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отказе в проведении оценки соответствия жилого дома установленным требованиям и признании дома пригодным или непригодным для проживания, незаконным, и возлагает на межведомственную комиссию обязанность провести обследование жилого дома по адресу: г. Салехард ул. _ д.16, а также квартиры № 2 указанного жилого дома соответствия жилого дома установленным требованиям и дать заключение о признании дома пригодным или непригодным для проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ заместителя Главы Администрации города Салехарда от 25.11.2011 года Бурдыгина С.А. в проведении обследования квартиры № 2 дома № 16 по ул. _ города Салехарда межведомственной комиссией по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в отказе в проведении оценки соответствия жилого дома установленным требованиям и признании дома пригодным или непригодным для проживания.

Обязать межведомственную комиссию по вопросам признания муниципального помещения жилым помещением, муниципального жилого помещения непригодным для проживания и муниципального многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции провести обследование жилого дома по адресу: г. Салехард ул. _ д.16, а также квартиры № 2 указанного жилого дома соответствия жилого дома установленным требованиям и дать заключение о признании дома пригодным или непригодным для проживания.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда 16 марта 2012 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья                         К.В. Лисиенков