Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 марта 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Надыма, действующего в интересах Н., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Надыма в интересах Н. обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав требования тем, что Н. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, на основании решения суда включён в списки нуждающихся в жилых помещениях, собственного и закрепленного жилья не имеет, приобрёл в силу своего статуса право на обеспечение жильём по установленным законом формам. В иске прокурор указывает, что Н. состоит в браке, имеет несовершеннолетнего ребёнка, до настоящего времени не обеспечен жильём, просит возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 54 кв.м., отвечающее установленным требованиям.
Прокурор г. Надыма, извещённый о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Истец Н. в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела уведомлён надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард М., действующая на сновании поручения, уточнила заявленные требования. Просила предоставить жилое площадью 69 кв.м., из расчёта 33 кв.м. на истца, и по 18 кв. м. на каждого из челнов его семьи.
Представитель ответчика Ч., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включён органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании списка органа местного самоуправления, истец включён в Список № 3 преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Также возражал против уточнённых требований в части площади жилого помещения. В случае удовлетворения иска ходатайствовал о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Заслушав объяснения представителя ответчика, помощника прокурора г. Салехард, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вступившим в законную силу решением Надымского городского суда от 09.12.2010 г. установлен юридический факт того, что Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. до достижения возраста 23 лет являлся ребёнком, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с решением Надымского городского суда от 16.11.2011 г. на администрацию муниципального образования Надымский район возложена обязанность поставить Н. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории Списка № 3.
Истец не является собственником либо нанимателем жилых помещений, закреплённого жилья не имеет, жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем обратился в прокуратуру г. Надыма с заявлением о защите жилищных прав
Исследованными доказательствами подтверждено, что истец состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, при этом до момента рассмотрения дела истец жильём не обеспечен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, истец собственного и закрепленного жилья не имеет. Собственником или нанимателем жилого помещения не является, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрёл право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что Н. в соответствии с решением суда был включён в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории ЯНАО.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» обязанность по ведению учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения имеются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» установлено, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из двух человек - 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, для семьи из трех и более человек - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, из одного человека - 33 квадратных метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Из материалов дела следует, что истец состоит в браке с Л., имеет несовершеннолетнего ребенка – Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Таким образом, для истца, как лицу из числа детей-сирот норма предоставления жилья составляет 33 кв.м., для остальных членов семьи – по 18 кв.м.
Таким образом, площадь предоставляемого жилого помещения должна составлять не менее 69 кв.м.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Доводы о том, что истец подлежит обеспечению жильём в порядке очерёдности по списку, не могут быть приняты во внимание, поскольку право истца на внеочередное обеспечение жильём не может обуславливаться какой-либо очерёдностью.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Вместе с тем, ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заслуживает внимания. Так, из представленных им документов, следует, что свободные жилые помещения в <адрес> отсутствуют, а для приобретение жилого помещение требуются значительные затраты времен и финансовых ресурсов.
На основании ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФЗ и ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отсрочка исполнения судебного акта представляет собой отложение судом исполнения решения и перенос срока его исполнения на более поздний по сравнению с тем, который был определён в решении суда или установлен законом.
При этом в соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ основанием для отсрочки исполнения судебного решения могут служить представленные должником доказательства, подтверждающие его трудное имущественное положение и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Оценивая доводы представителя ответчика, суд полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения сроком на четыре месяца, поскольку по уважительным причинам, обусловленным отсутствием жилья и длительностью его приобретения и оформления, ответчик не может исполнить решение суда единовременно. Также суд учитывает возможность исполнения решения после продажи ответчиком жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма Н. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте города Надыма общей площадью не менее 69 квадратных метров.
Предоставить Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отсрочку исполнения решения суда сроком на четыре месяца – до 16 июля 2012 года
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение принято 16 марта 2012 года.
Судья А.В. Паршуков