№ 2-669/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
3 апреля 2012 года Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ямальского района в интересах истца ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ямальского района обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО в интересах истца ФИО2 о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, сообщив, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ года. ФИО6 состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До настоящего момента ФИО7 жильем не обеспечен, нарушено его право на жилище, не смотря на тот факт, что обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у него наступили.
В иске прокурор просит обязать Правительство ЯНАО предоставить субсидию на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Ямальского района и истец ФИО8 участия не принимали, о дате и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие прокурора Ямальского района и истца ФИО9
Помощник прокурора города Салехард Мосиявич О.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Правительства ЯНАО и Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Чепурнов В.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, привел основания и доводы, изложенный отзыве на исковое заявление.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 45 ГПК РФ позволяет прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан с заявлением об обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
При этом в абзаце 2 ч. 3 ст. 131 ГПК РФ содержится указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.
Прокурором представлено суду заявление ФИО10 от 21 февраля 2012 года, адресованное прокурору Ямальского района, в котором он сообщил, что является лицом из числа детей-сирот, право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке возникло, жильем до сих пор не обеспечен, и просил обратиться в его интересах в суд с иском о предоставлении ему субсидии на приобретение жилого помещения.
Таким образом, прокурором подтверждены его полномочия на подачу искового заявления в суд в интересах ФИО11
Прокурором заявлено требование о выдаче ФИО12 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно положений ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без полпечения родителей» и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в статье 10 которого указано, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ведется по отдельным спискам, из них, список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Органы опеки и попечительства ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений (не имеющих закрепленного жилого помещения и (или) нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом РФ. Уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере в срок до 1 мая текущего года направляют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых в следующем году возникнут обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилых помещений, с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики.
Список № 3 формируется органом исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики, согласовывается с уполномоченным органом исполнительной власти автономного округа по координации деятельности в сфере опеки и попечительства над детьми и утверждается Губернатором автономного округа по состоянию на 1 июля текущего года в срок до 15 июля текущего года.
В Список № 3 включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае наступления в году, следующем за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, а именно: окончание их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, возвращение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно пункта 2 ч. 1 ст. 16 Закона «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, в ст. 21 названного Закона закреплено, что право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа за счет средств окружного бюджета имеют категории граждан, указанные в части 1 статьи 16 указанного Закона. При этом жилищные субсидии предоставляются в порядке очередности согласно спискам, сформированным в соответствии с этим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Судом установлено, что ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована по месту жительства <адрес> Его мать ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 12), а отец ФИО15 умер ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 14).
Из справки, выданной администрацией МО село Панаевск следует, что ФИО16 зарегистрирован по месту жительства Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>
ФИО17 состоит на учете как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во внеочередном порядке. Закрепленного жилого помещения ФИО18 не имеет.
Согласно справки, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО, ФИО19 жилья на праве собственности на территории Ямальского района не имеет.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, доводы прокурора о том, что ФИО20 являющайся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовал свое право на внеочередное обеспечение жильем, нашли свое подтверждение в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, и учитывая, что право на получение жилого помещения по договору социального найма наступило у ФИО21 однако до настоящего времени он не реализовал свое право, исковые требования прокурора Ямальского района подлежат безусловному удовлетворению.
Доводы представителя ответчика не могут повлиять по существу на решение, поскольку, истец отнесен к льготной категории граждан, которые обеспечиваются жилищными правами по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, то есть вне очереди, что в совокупности со статьями 16, 17 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от времени постановки на учет.
Кроме того, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения, и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ямальского района в интересах истца ФИО22 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного предоставить ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ года рождения субсидию на приобретение жилого помещения на территории Ямало – Ненецкого автономного округа, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме составлено 9 апреля 2012 года.
Председательствующий: /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов