№ 2-482/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 марта 2012 года Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.
при секретаре судебного заседания: Казанцевой З.С.
с участием прокурора Мосиявич О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО1 о выселении, без предоставления другого жилого помещения, встречному исковому заявлению ФИО2 к департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о закреплении жилого помещения на условиях договора социального найма, договора найма,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент имущественных отношений ЯНАО обратился в суд с иском к ФИО3 о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на том основании, что <адрес> является собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа, включено в специализированный жилищный фонд и отнесено к служебным жилым помещениям на основании приказа управления делами администрации ЯНАО от 5 ноября 2008 года № 159-П. 12 ноября 2008 года ФИО4 было предоставлено спорное жилое помещение на период прохождения им службы в Управлении внутренних дел по ЯНАО. На момент предъявления иска ответчик прекратил трудовые отношения с УВД по ЯНАО, в соответствии с приказом № 402-л/с от 18.08.2011 года. Ответчику было направлено уведомление от 15 декабря 2011 года № 501-18/1689-ЛД об освобождении жилого помещения, однако до настоящего времени ФИО5 не освободили квартиру, продолжает проживать в ней, нарушая тем самым права собственника жилого помещения. Истец просил выселить ответчика из <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик ФИО6 обратился со встречным иском к Департаменту имущественных отношений ЯНАО, в котором просил признать право собственности на спорное жилое помещение, признать право на безвозмездное закрепление за ним спорного жилого помещения.
Представитель истца Курганов Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Со встречным иском не согласен в полном объеме, поскольку правовых основании для заключения договора найма с ответчиком отсутствуют. Ссылка на то, что у ответчика имеется выслуга в календарном исчислении более 20 лет и ему должно быть предоставлено жилое помещение, не состоятельна, поскольку порядок предоставления таких жилых помещении производиться за счет средств федерального бюджета, и данный порядок ничем не определен.
Ответчик ФИО7 исковые требования не признал. Суду пояснил, что имеет выслугу в органах внутренних дел в календарном исчислении более 20 лет, и поэтому имеет право на закрепление за ним спорного жилого помещения на условиях какого-либо найма. Считал требования, предъявленные к нему необоснованными. Уточнил предмет встречного искового заявления, от требований о признании права собственности на спорное жилое помещение отказался, просил закрепить за ним спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, договора найма.
Помощник прокурора Мосиявич О.В. дала по делу заключение о том, что согласно Определения Пленума Верховного Суда РФ от 15.03.2011 года №69-В10-16 не подлежат выселению из служебных жилых помещений сотрудники органов внутренних дел имеющих выслугу в календарном исчислении более 20 лет и получающих пенсию по выслуге лет. Ответчик Залуцкий имеет выслугу более 20 лет, в собственности, либо по договорам социального найма иных жилых помещений не имеет, в связи, с чем требования о его выселении не подлежат удовлетворению. Встречный иск также полагала не подлежащим удовлетворению, поскольку порядок предоставления жилых помещении сотрудникам органов внутренних дел имеющих выслугу более 20 лет, производиться за счет средств федерального бюджета, и данный порядок ничем не определен.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что спорное жилое помещение - <адрес> является собственность Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 23), включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению приказом управления делами администрации ЯНАО от 5 ноября 2008 года № 159-П (л.д. 19). Спорное жилое помещение предоставлено ответчику на период его службы в Управлении внутренних дел по ЯНАО на основании договора найма служебного жилого помещения № 08-85 СЛ (л.д. 24-28).
Как следует из материалов дела, к моменту рассмотрения судом спора, трудовые отношения ФИО8 с УМВД России по ЯНАО прекращены, что подтверждается приказом УМВД РФ по ЯНАО от 18.08.2011 года № 402 л/с и он уволен с 21.09.2011 года по п. «е» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел (сокращение штатов). Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения составляет: в календарном исчислении 22 года 04 месяцев 2 дня, в льготном исчислении – 42 года 07 месяцев 09 дней.
15.12.2011 г. Департаментом имущественных отношений ЯНАО в адрес ФИО9 направлялось уведомление об освобождении служебного жилого помещения, передачи ключей.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось сторонами ФИО10 не имеет в собственности жилые помещения, также не имеет права пользования иными жилыми помещениями на условиях договора социального найма, и на иных основаниях.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Приведенные конституционные положения не определяют конкретные формы, условия и порядок предоставления гражданам жилья, а также основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, - решение этих вопросов отнесено к компетенции федерального законодателя, который в рамках своей дискреции вправе устанавливать специальные правила обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Служба в органах внутренних дел, по смыслу статей 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации, относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе, осуществляемой в публичных интересах, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, специального правового статуса, обусловленного выполнением ими конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них дополнительные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, уволенным из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "е" - "з" части первой статьи 58 настоящего Положения, и имеющим выслугу 20 лет и более (в календарном исчислении), сохраняется право на безвозмездное закрепление жилых помещений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ответчик ФИО11 уволен по пункту "е" статьи 58 вышеуказанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и ему назначена пенсия по выслуге срока службы, имеет стаж работы в органах внутренних дел более 20 лет.
Вышеназванные нормы устанавливают социальные гарантии в сфере обеспечения жильем, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, а также лицам, уволенным со службы по отдельным основаниям.
Реализация права на безвозмездное закрепление занимаемого жилого помещения не может ставиться в зависимость от сроков определения Правительством Российской Федерации такого порядка и служить основанием для отказа в его безвозмездном закреплении.
Отсутствие до настоящего времени утвержденного Правительством Российской Федерации порядка на безвозмездное закрепление жилых помещений имеет правовое значение лишь для исполнения решения о безвозмездном закреплении жилого помещения, а не указывает на наличие такого права.
Поскольку ФИО12 уволен по пункту "е" статьи 58 вышеуказанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации, и ему назначена пенсия по выслуге срока службы, имеет стаж работы в органах внутренних дел более 20 лет, то отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований Департамента имущественных отношений ЯНАО к ФИО13 о выселении из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Требования встречного иска также удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
ФИО14 в своих требованиях просит обязать департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о закреплении жилого помещения на условиях договора социального найма, договора найма, то есть фактически просит обязать ответчика заключить с истцом договор социального найма, договор найма.
В соответствии со ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статья 421 Гражданского кодекса РФ определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Законом не предусмотрено обязанность департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа заключить с ФИО15 договор найма жилого помещения, отсутствует волеизъявление ответчика по встречному иску на заключение договора найма на спорное жилое помещение.
Также отсутствуют основания для заключения договора социального найма.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Истец по встречному иску не является малоимущим, отсутствуют сведения о том, что ФИО16 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма отсутствуют. Также отсутствуют основания для заключения договора социального найма на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. Иные основания для заключения договора социального найма на спорное жилое помещение отсутствуют.
Кроме того, категория граждан, которым предоставляются жилые помещения на условиях договора социального найма из жилищного фонда Ямало – Ненецкого автономного округа, определены в ст. 16 Закона Ямало – Ненецкого автономного округа № 36 - ЗАО от 30 мая 2005 года, это в частности лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа коренных малочисленных народов севера, репрессированные лица. Истец по встречному иску не подпадает ни под одну из указанных категорий.
Ссылки истца по встречному иску на статью 64 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" не состоятельна, поскольку истец в настоящее время безвозмездно пользуется спорным жилым помещением, а на каких условиях, указанное пользование (социального найма, либо договора безвозмездного пользования) не определено Правительством Российской Федерации.
Кроме того, договор найма подразумевает платное пользование жилым помещением, а не безвозмездное.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа к ФИО17 о расторжении договора служебного найма жилого помещения, выселении из служебного жилого помещения, отказать.
Встречный иск ФИО18 к департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа о закреплении жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на условиях социального найма, договора найма, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов