Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 апреля 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, действующего в интересах Ф., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Шурышкарского района ЯНАО, действующий в интересах Ф., обратился с иском в суд к Правительству ЯНАО и Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности предоставить жилое помещение, мотивировав свое требование тем, что Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включён в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год, собственного и закреплённого жилья не имеет, потребность в обеспечении жильем возникла 01 марта 2012 года. Таким образом, истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить истцу вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее установленным требованиям, на территории Шурышкарского района с. Мужи.
Прокурор Шурышкарского района, извещённый о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела с участием представителя прокуратуры г. Салехарда.
Истец Ф., извещённый надлежащим образом по месту регистрации, в судебном заседании участия не принимал.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард К., действующий на основании поручения, на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, против предоставления ответчику срока исполнения решения суда до 4 месяцев, возражал.
Представитель ответчика Ч., действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что истец принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включён органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании списка органа местного самоуправления, истец включён в Список № 3 преимущественных прав на предоставление жилья не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Ходатайствовал о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком на 4 месяца в связи с отсутствием свободного жилищного фонда и необходимостью проведения конкурсов на строительство жилья.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Шурышкарский район в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Ф. ДД.ММ.ГГГГ умерла, а отец отсутствует, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании слов матери.
Постановлением Главы муниципального образования Шурышкарский район от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Ф. была учреждена опека, попечителем назначен К.
Согласно материалам дела Ф. внесён в список на внеочередное получение жилья за №, а также включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории муниципального образования Шурышкарский район под №, утвержденный заместителем главы муниципального образования Шурышкарский район 30 мая 2011 года.
Истец не является собственником либо нанимателем жилых помещений, закреплённого жилья не имеет, жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем, обратился в прокуратуру Шурышкарского района с заявлением о защите его жилищных прав.
Исследованными доказательствами подтверждено, что истец состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, при этом до момента рассмотрения дела истец Ф. жильём не обеспечен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Ф. собственного и закрепленного жилья не имеет, проживает в квартире <адрес> <адрес>. Собственником или нанимателем жилого помещения не является, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случаях, установленных постановлением Правительства автономного округа, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трёх и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем ответчика, что Ф. был включён в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории ЯНАО, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала 01 марта 2012 года.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения имеются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Доводы о том, что истец подлежит обеспечению жильём в порядке очерёдности по списку, не могут быть приняты во внимание, поскольку право истца на внеочередное обеспечение жильём не может обуславливаться какой-либо очерёдностью.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
При этом, учитывая, что обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации, суд находит департамент строительства и жилищной политики ЯНАО не надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Вместе с тем, ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда заслуживает внимания. Так, из представленных им документов, следует, что свободные жилые помещения в Шурышкарском районе отсутствуют, а для приобретение жилого помещение требуются значительные затраты времени и финансовых ресурсов.
На основании ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» № 1-ФЗ и ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Отсрочка исполнения судебного акта представляет собой отложение судом исполнения решения и перенос срока его исполнения на более поздний по сравнению с тем, который был определён в решении суда или установлен законом.
При этом в соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ основанием для отсрочки исполнения судебного решения могут служить представленные должником доказательства, подтверждающие его трудное имущественное положение и другие заслуживающие внимание обстоятельства.
Оценивая доводы представителя ответчика, суд полагает возможным предоставить отсрочку исполнения решения сроком на четыре месяца, поскольку по уважительным причинам, обусловленным отсутствием жилья и длительностью его приобретения и оформления, ответчик не может исполнить решение суда единовременно.
Также суд учитывает необходимость проведения ответчиком аукционов для приобретения жилья. Из приобщённых к материалам дела представителем ответчика документов следует, что свободные жилые помещения на территории Шурышкарского района ЯНАО у Правительства ЯНАО отсутствуют.
Перечисленные обстоятельства суд относит к уважительным, не позволяющим ответчику единовременно исполнитель решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Ф. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метра <адрес> Ямало-Ненецкого автономного округа.
Предоставить Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа отсрочку исполнения решения суда в части предоставления жилого помещения сроком на четыре месяца, то есть до 12 августа 2012 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 16 апреля 2012 года.
Судья/подпись/
Копия верна:
Судья А.В. Паршуков