Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-526 по исковому заявлению Б., действующей в интересах несовершеннолетнего М., и М. к Администрации муниципального образования г. Салехард о включении права аренды на земельный участок в состав наследства,
УСТАНОВИЛ:
Б., действующая в интересах несовершеннолетнего М., и М. обратились в суд с иском к Администрации МО г. Салехард о включении права аренды на земельный участок в состав наследства и установлении факта принятия наследства.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что 10 февраля 2010 года умер К., который являлся отцом М. и М.. 11 декабря 2009 года К. с ответчиком был заключен договор аренды земельного участка № 7025, предоставленного для строительства объекта «магазин по <адрес>», площадью 2091 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>. Указанный договор был заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 февраля 2010 года за К.
После смерти К. открылось наследство, состоящее из возникшего на основании договора аренды права владения и пользования указанным земельным участком. Однако при обращении в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства, они получили отказ в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок. Отказ мотивирован тем, что права владения и пользования на земельный участок не могут быть включены в состав наследства, поскольку право аренды наследодателя на земельный участок было зарегистрировано после смерти К.
В связи с изложенным, просили включить в состав наследства, открывшегося после смерти К., право аренды на земельный участок, площадью 2091 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ЯНАО, <адрес>, и признать за М. и М. факт принятия наследства в виде права аренды на этот земельный участок.
В порядке подготовки гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен нотариус нотариального округа город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа С.В.Тетеркина.
В судебном заседании истица Б., действующая в интересах несовершеннолетнего М., исковые требования уточнила, просила суд включить в состав наследства, открывшего после смерти К., право аренды на земельный участок площадью 2091 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, относящейся к категории земель - земли населённых пунктов, расположенных по адресу: ЯНАО, <адрес>. В обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец М. уточненные истицей Б. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика К., действующий на основании доверенности, возражений против удовлетворения исковых требований не высказал, поскольку срок для принятия наследства не пропущен, а воля С. по заключению договора аренды и подачи документов на его регистрацию были реализованы до смерти.
Третье лицо нотариус нотариального округа город Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа Тетеркина С.В., извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в суд возражения на исковое заявление, в котором пояснила, что в её производстве имеется наследственное дело № 54/10, открытое к имуществу К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками по закону, принявшими наследство в установленный ст. 1154 Гражданского кодекса РФ срок, являются: мать наследодателя - Р., и два сына - М., М., так как от их имени 06 августа 2010 года было подано заявление о принятии наследства. Свидетельство о праве на наследство на права и обязанности по договору № 7025 аренды земельного участка, предоставленного для строительства, заключенного 09 декабря 2009 года с Администрацией МО г. Салехард, наследникам не выдано, так как указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЯНАО 16 февраля 2010 года, то есть после смерти наследодателя. В соответствии же со ст. 609, п. 2 ст. 8, ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 25 и 26 Земельного кодекса РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, и право аренды возникает с момента его регистрации. В состав наследства согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Днем же открытия наследства является день смерти гражданина (ст. 1114 Гражданского кодекса РФ). Так как на день смерти К. не принадлежали права и обязанности по договору аренды земельного участка, то в выдаче наследникам свидетельства о праве на наследство на указанные права и обязанности было отказано. Возражений против включения в состав наследственного имущества прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 7025 от 11 декабря 2009 года не имеет. Кроме того, указала, что поскольку наследниками было подано заявление о принятии наследства, дополнительно устанавливать факт принятия наследства М. и М. не требуется.
Заслушав объяснения истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что истец М. и несовершеннолетний М., от имени которого в качестве законного представителя действует Б., являются сыновьями К., который умер 10 февраля 2010 г. в <адрес>.
При жизни К. между ним и Администрацией муниципального образования <адрес> был заключён договор аренды земельного участка № 7025, предоставленного для строительства объекта «магазин по <адрес>», площадью 2091 кв.м с кадастровым номером 89:08:030101:58, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>.
Из объяснений истцов, третьего лица, а также материалов дела следует, что договор аренды земельного участка № 7025 был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЯНАО 16 февраля 2010 года, то есть после смерти наследодателя К.
На основании п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. ст. 1110, 1111 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Как следует из материалов дела, К. умер, не оставив после себя завещания.
На основании п. 1 ст. 1116 Гражданского кодекса РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
Наследниками первой очереди по закону в соответствии с п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что право арены на указанный выше земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано за К. лишь 16 февраля 2010 года, то есть спустя 6 дней после смерти.
Вместе с тем, из исследованных документов, объяснений истцов и третьего лица следует, что наследодатель К. при жизни выразил свою волю на приобретение права аренды земельного участка № 7025, предоставленного для строительства объекта «магазин по <адрес>», площадью 2091 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>, в установленном законом порядке обратившись с заявлением о государственной регистрации договора аренды в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При таких обстоятельствах, исковые требования о включении права аренды на земельный участок в состав наследства суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку наследодатель К. своевременно обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ЯНАО для регистрации договора аренды земельного участка № 7025, указанный договор зарегистрирован в соответствии с требованиями действующего законодательства. То обстоятельство, что регистрация договора аренды земельного участка произведена после смерти наследодателя, не может служить основанием для ограничения права наследования.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса РФ.
Поскольку при подаче искового заявления неимущественного характера истицей Б. уплачена государственная пошлина в большем размере, чем предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит частичному возврату.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего 10 февраля 2010 года, право аренды на земельный участок площадью 2091 квадратный метр, с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>.
Вернуть Б. из местного бюджета государственную пошлину в сумме 22 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение составлено 06 апреля 2012 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина