Решение по гражданскому делу № 2-845/2012 об оспаривании распоряжения Главы города Салехарда о снятии с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 апреля 2012 года                              г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Паршукова А.В.

при секретаре:                    Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным распоряжения Главы города Салехарда от 19 марта 2012 года в части снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

С. обратилась с заявлением о признании незаконным распоряжения Главы города Салехарда от 19 марта 2012 года в части снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление жилого помещения.

В обоснование заявления указала, что с 1999 г. состояла в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи 3 человека, включая её. Бывшего супруга С., а также племянницу Х., находившуюся у неё под опекой. Оспариваемым распоряжением была исключена с учёта в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учёте. Данное распоряжение полагала незаконным, поскольку её племянниц как лицу из числа детей-сирот было предоставлено жилое помещение, в настоящее время в <адрес> зарегистрированы она и её бывший супруг. Собственниками данной квартиры являются бывший супруг и дочь. Полагает, что с учёта она снята незаконно, так как вопрос о нуждаемости должен решаться с учётом ? доли в праве собственности дочери – Н. Исходя из общей площади жилого помещения 36 кв.м. на одного человека с учётом С., С. и Н. приходится по 12 кв.м., что менее учётной нормы.

В судебном заседании заявитель С. на доводах заявления настаивала. Пояснила, что не имеет жилья, из очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, исключена незаконно. Указала, что при определении нуждаемости должна учитываться она, её бывший супруг и дочь как второй собственник. Пояснила, что дочь приобрела иное жилое помещение и в настоящее время проживает в нём со своей семьёй, её племянница, ранее находившаяся у неё под опекой, обеспечена жильём как сирота. В остальном поддержала доводы своего представителя Ф.

Представитель заявителя Ф., действующая по доверенности, на доводах заявления настаивала. Пояснила, что С. была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях на состав семьи3 человека, включая заявителя, её бывшего супруга и племянницу, которая была обеспечена жильём как сирота и впоследствии снята с регистрационного учёта. В настоящее время в квартире зарегистрирована заявитель и её бывший супруг. Также при определении нуждаемости следует учитывать второго собственника квартиры – дочь заявителя. Полагала снятие с учёта незаконным, поскольку должны применяться нормы ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которыми снятие с учёта не возможно.

Представитель заинтересованного лица, П., действующий по доверенности, против доводов заявления возражал. Полагал снятие заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях законным и обоснованным в связи с отсутствием основанием у заявителя состоять на таком учёте.

Заслушав объяснения заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в 1999 г. заявитель С. была принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи из 3-х человек: С., её бывший супруг С., дочь Н.

В соответствии с распоряжением Главы г. Салехарда от 19.03.2012 г. заявитель и члены её семьи сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Указанное распоряжение основано на п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Снятие граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ производится в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как следует из материалов дела, заявитель была принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При постановке на учёт был определён состав семьи заявителя: она, её бывший супруг и племянница, опекуном которой являлся заявитель.

Впоследствии Х. была обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей сирот, снята с регистрационного учёта из <адрес> г. Салехард. В настоящее время Х. в данной квартире не проживает, что не оспаривалось заявителем и её представителем.

Дочь заявителя, обладающая ? доли в праве собственности на <адрес> г. Салехард, по данному адресу не проживает, в данной квартире не зарегистрирована. При этом приобрела в собственность другое жилое помещение, где в настоящее время проживает со своей семьёй.

При постановке заявителя на учёт нуждающихся в жилых помещениях её дочь Н. в состав семьи, поставленной на учёт, включена не была. Следовательно, вопреки доводам заявителя и её представителя не имеется оснований учитывать данное лицо при определении общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого из лиц, принятых на учёт.

Таким образом, из всех лиц, изначально принятых на учёт, должны учитываться только заявитель и её бывший супруг, так как Х. обеспечена жилым помещением по установленным законодательством основаниям, а Н. на учёт нуждающихся не принималась.

Доводы представителя заявителя о том, что при снятии гражданина с учёта нуждающихся в жилых помещениях, подлежат применению нормы ранее действовавшего ЖК РСФСР, не могут быть приняты во внимание, поскольку основания состоять на учёте нуждающихся у заявителя фактически отпали.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. «О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ граждане, принятые на учёт до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 с. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Так, в качестве одного из основания признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий п. 1 ст. 29 ЖК РСФСР была названа обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Статья 32 ЖК РСФСР предусматривала, что граждане снимаются с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Поскольку из числа граждан, ранее принятых на учёт, в жилом помещении остались проживать заявитель и её бывший супруг, с учётом характеристик площади жилого помещения, на одного человека не приходится менее учётной нормы.

Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 Решения Городской Думы муниципального образования г. Салехард от 15.11.2005 г. № 34 учётная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) определена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что общая площадь <адрес> г. Салехард составляет 36 кв.м. Следовательно, на заявителя и её бывшего супруга приходится по 18 кв.м., что превышает учётную норму.

Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что снятие заявителя с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, носило законный и обоснованный характер.

Оснований отмены обжалуемого распоряжения и восстановления заявителя в прежней очереди не имеется в связи с тем, что основания, дающие заявителю право состоять на учёте, отпали. При этом заявитель не лишён возможности обратиться с соответствующим заявлением о принятии на учёт нуждающихся по иным установленным законом основаниям, либо улучшить жилищные условия по иным установленным законом формам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199, 254-258 ГПК РФ,

    Р Е Ш И Л:

    

Заявление С. о признании незаконным распоряжения Главы города Салехарда от 19 марта 2012 года в части снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности восстановить в очереди на предоставление жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 20 апреля 2012 года

Судья                                      А.В. Паршуков