Решение по гражданскому делу № 2-835/2012 о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 мая 2012 года     г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:    Паршукова А.В.

при секретаре:              Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехарда, действующего в интересах Ф., к Департаменту по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Салехард, действующий в интересах Ф., обратился в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, в обоснование иска указал, что Ф. является инвалидом бессрочно, ей разработана индивидуальная программа реабилитации, вместе с тем, в нарушение требований закона она не обеспечена техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, а именно: приспособлением для входа (выхода) в ванну, ступенями, сиденьем на ванну, умывальником передвижным на колёсах, столиком надкроватным, салфетками нескользящими для посуды, ковриком противоскользящим в ванну.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Салехард Р., на доводах иска настаивал. Привёл изложенные в нём доводы. Указал, что права инвалида не могут быть поставлены в зависимость от наличия финансирования и иных возможностей ответчика.

Истец Ф., уведомлённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимала по состоянию здоровья.

Представитель истца О., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела без её участия.

Представитель ответчика Ф., действующий на основании доверенности, иск не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Пояснил, что истец с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации обратилась 30.03.2011 года, заявка поступила к ним 13.04.2011 года, соответственно право на приобретение технических средств реабилитации возникает только в 2012 году в порядке очередности.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьями 39, 41 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности.

В преамбуле Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ указано, что он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации.

В силу ст. 10 вышеуказанного закона государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что Ф. является инвалидом группы бессрочно, ей разработана индивидуальная программа реабилитации, согласно которой, ей полагаются технические средства реабилитации такие как приспособление для входа (выхода) в ванну, ступени, сиденье на ванну, умывальник передвижной на колёсах, столик надкроватный, салфетки нескользящие для посуды, коврик противоскользящий в ванну.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Статьей 11.1 названного закона установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Дополнительные средства для финансирования расходов на предусмотренные настоящей статьей технические средства реабилитации инвалидов могут быть получены из иных не запрещенных законом источников.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Согласно п. 3.1. Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 30.05.2011 г. № 325-П для обеспечения техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, граждане, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, либо их законные представители подают письменное заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, в органы социальной защиты населения муниципального образования в автономном округе по месту жительства путем личного обращения либо направления необходимых документов по почте.

В соответствии с п. 4.1. Порядка в целях своевременного обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, качественного и эффективного расходования средств Программы осуществляется ведение регистра лиц, имеющих право на обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень.

Согласно п. 4.3. Порядка органы социальной защиты населения, осуществляющие ведение регистра, представляют в департамент по труду и социальной защите населения автономного округа заявки на приобретение технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень, сформированные на основе данных регистра: до 10 октября - заявки на предстоящий календарный год; до 15 марта - уточненные заявки на текущий календарный год (при наличии остатка ассигнований по Программе по данному мероприятию).

В силу п. 5.1., 5.2., 6.1. Порядка Департамент на основе заявок, полученных от органов социальной защиты населения, в течение 10 рабочих дней с момента получения заявок формирует пакет конкурсной документации на сумму, не превышающую объема предусмотренных ассигнований, и представляет ее в установленном порядке в исполнительный орган государственной власти автономного округа, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов. В случае если сумма выделенных ассигнований не позволяет в полном объеме обеспечить исполнение заявок органов социальной защиты населения, то обеспечение техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень, осуществляется по удельному весу исходя из потребности. По итогам проведенного конкурса заключаются трехсторонние государственные контракты на поставку технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень, где департамент выступает государственным заказчиком, предприятия-производители (поставщики) технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень, - исполнителями, органы социальной защиты населения - получателями. Органы социальной защиты населения передают полученные технические средства реабилитации, не входящие в федеральный перечень, в порядке очередности согласно регистру заявителям (законным представителям) по акту приема-передачи на основании документов, удостоверяющих личность заявителя (законного представителя). Факт получения технического средства реабилитации фиксируется в журнале и регистре.

    Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Ф. 30.03.2011 года обратилась в Управление по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования г. Салехард с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный базовый перечень, однако до настоящего времени не обеспечена техническими средствами реабилитации.

При этом не имеют правового значения и не могут повлиять на существо спора доводы представителя ответчика о сложившееся очерёдности обеспечения инвалидов средствами реабилитации и об отсутствии финансирования, поскольку в противном случае ограничивалось бы конституционные права гражданина и гражданин, являющийся инвалидом, был бы лишён предусмотренных гарантий.

Таким образом, право Ф. на своевременное получение мер государственной социальной поддержки, гарантированные положениями федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», ответчиком были нарушены.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора города Салехард являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа обеспечить Ф. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации: приспособление для входа (выхода) в ванну, ступенями, сиденьем на ванну, умывальником передвижным на колёсах, столиком надкроватным, салфетками нескользящими для посуды, ковриком противоскользящим в ванну.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 05 мая 2012 года.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья          А.В. Паршуков