Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-694
16 апреля 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: О.В. Богомягковой,
при секретаре: Е.Д. Петровой,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1, к Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к ФИО14 о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья, мотивировав требования тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год по муниципальному образованию <адрес>, собственного и закрепленного жилья не имеет, обстоятельства, дающие право на внеочередное получение жилья у ФИО1 наступили ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец в силу своего статуса приобрёл право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В иске прокурор просил возложить на ФИО13 обязанность предоставить ФИО1 жилищную субсидию на приобретение или строительство жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. на территории <адрес>.
<адрес>, извещённый о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Просил о рассмотрении дела с участием представителя прокуратуры <адрес>.
Помощник прокурора <адрес> ФИО5, действующая на основании поручения, в судебном заседании уточнила требования. Просила предоставить истцу ФИО1 жилое помещение на территории <адрес> ЯНАО. Также указала, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 69 кв.м., из расчёта 33 кв.м. на сироту и 18 кв.м. на каждого из членов её семьи – супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетнего ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, иск не признал, пояснив, что истец принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, включена органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. На основании списка органа местного самоуправления, истец включена в Список № 3 преимущественных прав на предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Также возражал против уточнённых требований в части площади жилого помещения.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать - ФИО7, согласно свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО8 решением Ямальского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО9 Согласно свидетельства о заключении брака, выданного ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО2 и ФИО9 заключен брак, ввиду чего ФИО9 присвоена фамилия – ФИО12.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО9 была передана под опеку своего дяди – ФИО10
Согласно материалам дела ФИО1 внесена в список на внеочередное получение жилья за № 21, а также включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год на территории муниципального образования <адрес> под № 12, утвержденный Главой муниципального образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не является собственником либо нанимателем жилых помещений, закреплённого жилья не имеет, жилым помещением обеспечена не была, в связи с чем, обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о защите её жилищных прав.
Исследованными доказательствами подтверждено, что истец состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, при этом до момента рассмотрения дела истец ФИО1 жильём не обеспечена.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ФИО1 собственного и закрепленного жилья не имеет, проживает в квартире №2 дома №21 по <адрес>. Собственником или нанимателем жилого помещения не является, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случаях, установленных постановлением <адрес>, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением <адрес>.Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трёх и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось представителем ответчика, что ФИО1 была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории ЯНАО, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения <адрес> в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии имеются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, реализуемое ею посредством получения жилищной субсидии, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности получения субсидии или характера бюджетного планирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» установлено, что при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из двух человек - 42 квадратных метра общей площади жилого помещения на семью, для семьи из трех и более человек - 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, из одного человека - 33 квадратных метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Как следует из материалов дела, истец проживает с семьей, мужем – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и несовершеннолетним ребенком – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые проживают с ней и является членами её семьи. Таким образом, для истца, как лицу из числа детей-сирот норма предоставления жилья составляет 33 кв.м., для двух членов её семьи – 36 кв.м., из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Следовательно, общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения должна составлять не менее 69 кв.м. на состав семьи, включая истца ФИО1, ее супруга ФИО2 и несовершеннолетнего члена её семьи ФИО3
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке. Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение подлежит предоставлению только с учётом лица, отнесённого к категории детей-сирот, суд расценивает как ошибочные, поскольку с учётом положений ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» при определении общей площади жилого помещения должны учитываться и члены семьи лица из числа детей-сирот.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО1 и членам её семьи жилое помещение по договору социального найма на территории села Новый <адрес>, общей площадью не менее 69 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Богомягкова