Решение по гражданскому делу № 2-916/2012 о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и возмещении морального вреда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 мая 2012 года                      г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Паршукова А.В.,

при секретаре:                 Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

М. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения ЯНАО о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и компенсации морального вреда, мотивировав требования тем, что учреждение здравоохранения – станция скорой медицинской помощи подлежала передачи из муниципальной собственности в государственную собственность ЯНАО. Он являлся руководителем МКУЗ «Станция скорой медицинской помощи», трудовой договор истёк 31.12.2011 г. В период новогодних праздников и в последующий период он приходил на работу, осуществлял функции руководителя ГКУЗ «Станция скорой медицинской помощи», в связи с чем за данный период подлежит взысканию заработная плата за фактически отработанное время – с 01.01.2012 г. по 25.01.2012 г. То обстоятельство, что заработная плата не была выплачена, причинило моральный вред, который подлежит компенсации.

В судебном заседании истец на иске настаивал, привёл изложенные в нём доводы. Пояснил, что приступил к исполнению должностных обязанностей по новому месту работы. При этом пояснил, что уведомлял работодателя о работе, приказ о назначении должностную инструкцию получил позже. Указал, что при увольнении с ранее занимаемой должности получил расчёт. Моральный вред обосновал отсутствием денежных средств, а также болезнью супруги и лечением, которое требовало финансовых затрат.

Представитель ответчика В. против иска возражала. Указала, что основания выплаты заработной платы за указанный в иске период отсутствуют, поскольку учредительные документы юридического лица зарегистрированы не были, приказом о назначении истец назначен на должность ДД.ММ.ГГГГ, в период, указанный истцом, трудовой договор с ним не заключался. Также пояснила, что задания работодателя на выполнение истцом работы не было. Указала на отсутствие оснований компенсации морального вреда.

Представитель третьего лица М., действующий по доверенности, доводы иска поддержал.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с Федеральным законом от 29.10.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 313-ФЗ, Постановлением Правительства ЯНАО «Об учреждениях здравоохранения, принятых в государственную собственность ЯНАО» к 01.01.2012 г. должен быть завершён переход муниципальных учреждений здравоохранения в собственность ЯНАО.

В соответствии с указанными и иными нормативными актами Станция медицинской помощи подлежала передаче из муниципальной собственности в государственную собственность ЯНАО.

При этом функции учредителя учреждения здравоохранения возложены на Департамент здравоохранения ЯНАО. Согласно приказу Департамента здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ истец М. был назначен главным врачом ГБУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи» с 24.02.2012 г.

Запись о ГБУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи» внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 24.02.2012 г.

Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

На основании ч. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

В силу ч. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Порядок назначения или избрания органов юридического лица согласно ч. 1 ст. 53 ГК РФ определяется законом и учредительными документами.

Пунктом 17 Устава ГБУЗ ЯНАО «Салехардская станция скорой медицинской помощи» установлено, что руководство деятельностью Учреждения осуществляет главный врач, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правовым актом учредителя. В соответствии с п. 5 Устава функции учредителя Учреждения осуществляет Департамент здравоохранения ЯНАО.

Таким образом, фактически юридическое лицо было создано лишь в феврале 2012 г., истец назначен на должность главного врача, а, следовательно, и руководителя Учреждения также в феврале 2012 г. на основании приказа учредителя.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что в указанный в иске период истец выполнял какую-либо работу по заданию работодателя, поскольку фактически не имел правовых оснований приступать к исполнению своих функциональных обязанностей.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

При этом истцом не оспаривалось, что трудовые отношения с муниципальным учреждением им были прекращены в связи с истечением срока действия трудового договора, новый трудовой договор фактически с ним заключён в указанный им в иске период не был.

Трудовыми отношениями в силу ст. 15 ТК РФ являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 16 ТК РФ они возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Названной статьёй также закреплено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Вместе с тем, фактического допуска истца к работе со стороны работодателя не было и не могло быть, поскольку юридическое лицо не было зарегистрировано, истец не был назначен на должность. Разрешения от работодателя истец на работу также не получал, иного не представлено.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что истец приступил без заключения трудового договора с ведома или по поручению работодателя. Следовательно, отсутствуют основания и для оплаты указанного в иске периода.

Ссылки истца на табели учёта рабочего времени также не могут быть приняты во внимание, поскольку у соответствующих лиц, их составивших полномочия на ведение таких табелей отсутствовали по причине того, что регистрация юридического лица не была завершена, руководитель Учреждения назначен приказом учредителя не был.

В соответствии со ст. ст. 3, 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требования о компенсации морального вреда работника, подвергшегося дискриминации в сфере труда. Вместе с тем, со стороны ответчика какой-либо дискриминации и нарушений трудовых прав истца, а равно и его неимущественных прав не допущено. Следовательно, требования иска о компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск М. к Департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании заработной платы за фактически отработанное время и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 16 мая 2012 года.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья                                      А.В. Паршуков