Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 мая 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.,
при секретаре В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новый Уренгой, действующего в интересах А., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Н.Уренгой в интересах А. обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. В обоснование иска прокурором указано, что истец является лицом из числа детей-сирот, собственного и закреплённого жилья не имеет, у него возникла потребность в обеспечении жильём, однако фактически жилое помещение ему не предоставлено. Истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Прокурор г. Н.Уренгой в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещён надлежащим образом.
Ст. помощник прокурора г. Салехард Т., действующая на основании поручения, доводы и требования иска поддержала.
Истец, извещённый о рассмотрении дела по указанному в иске адресу, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика Ч. против иска возражал, указав на отсутствие оснований предоставления жилья, привёл изложенные в возражениях на иск доводы, пояснив, что необходимо соблюдение очерёдности предоставления жилых помещений. Также просил на случай удовлетворения иска указать дату исполнения обязанности по обеспечению жилым помещением.
Заслушав объяснения ст. помощника прокурора г. Салехарда представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истец является лицом из числа детей-сирот. Жилых помещений в собственности или на по найму не имеет.
Истец включён в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год, однако фактически к моменту рассмотрения дела жильём не обеспечен.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец собственного и закрепленного жилья не имеет, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения имеются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Доводы о том, что истец подлежит обеспечению жильём в порядке очерёдности по списку, не могут быть приняты во внимание, поскольку право истца на внеочередное обеспечение жильём не может обуславливаться какой-либо очерёдностью.
Согласно ст. 16 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случаях, установленных постановлением Правительства автономного округа, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения для лиц из числа детей-сирот – 33 кв.м.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок исполнения обязанности по обеспечению истца жильём, суд учитывает необходимость проведения ответчиком аукционов для приобретения жилья. Также из приобщённых к материалам дела представителем ответчика документов следует, что свободные жилые помещения на территории г. Н.Уренгой ЯНАО у Правительства ЯНАО отсутствуют. Таким образом, на определение срока исполнения решения суда влияет необходимость соблюдения установленной законодательством процедуры приобретения жилья для истца, а также значительные затраты времени и финансов. При таких обстоятельствах суд полагает возможным определить срок предоставления жилого помещения в четыре месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте города Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа в срок до 28 сентября 2012 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 31 мая 2012 года.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья А.В. Паршуков