Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 мая 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Паршукова А.В.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Салехард, действующего в интересах Н., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Салехард, действуя в интересах Н., обратился в суд с иском к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения, мотивировав требования тем, что Н. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на воспитании в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы. На первоначальном учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, также истец не включен в список № 3 на внеочередное получение жилых помещений. В собственности, либо на иных законных основаниях, жилья не имеет. В 2003 году истец достиг совершеннолетия. Таким образом, право на внеочередное предоставление жилого помещения у него возникло в 2003 году. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард К. на иске настаивал, привёл доводы, изложенные в нем.
Истец Н. поддержал требования искового заявления.
Представитель ответчика - Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Ч., действующий на основании доверенности, против иска возражал. Суду пояснил, что истец не признан в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, не включен в список № 3 на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, истец достиг 23 лет, в связи с чем, не является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Н. находился на воспитании в <данные изъяты> и состоял на полном государственном обеспечении.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается копиями приговоров Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Из предоставленных материалов дела следует, что Н. на учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях не состоит, и не включен в список № 3 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений. Кроме того, истец жилых помещений в собственности, либо на иных законных основаниях не имеет, в связи с чем, обратился к прокурору г. Салехард с заявлением о защите его жилищных прав.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Н. собственного и закрепленного жилья не имеет. Собственником или нанимателем жилого помещения не является, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобрёл право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случая, установленных постановлением Правительства автономного округа, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.
Статьёй 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на лицо, относящееся к указанной категории граждан.
Доводы представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения, в связи с тем, что он не признан нуждающимся в нем и не включен в список № 3, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку обязанность постановки указанной категории лиц на учет нуждающихся в жилых помещениях, возлагалось на органы опеки и попечительства, а потому право истца на реализацию его жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от исполнения, либо не исполнения, указанными органами данной обязанности.
Нельзя признать состоятельным и довод представителя ответчика об отсутствии у истца права на предоставление жилого помещения, со ссылкой на его возраст, по следующим основаниям.
Действительно, гарантируемая лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижении лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей 23 летнего возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-х летнего возраста, не поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Жилищный кодекс РФ связывает право на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с моментом окончания их пребывания в образовательных и иных учреждениях.
Истец не обеспечивался жильем после выпуска из детского дома, в том числе и освобождения из мест лишения свободы, жилых помещений в собственности не имеет.
При таких обстоятельствах, Н. имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у него возникло, следовательно исковое заявление подлежит удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилищной субсидии имеются.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище, не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить Н. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение изготовлено 18 мая 2012 года.
Судья А.В. Паршуков