решение по делу № 2-854 о признании незаконными действий по исключению из списка на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди и предоставлении жилищной субсидии в 2012 году



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2012 года                             г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-854 по исковому заявлению П. к Администрации муниципального образования город Салехард и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий по исключению из списка на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди и предоставлении жилищной субсидии в 2012 году,

У С Т А Н О В И Л:

Истица П. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконными действий по исключению из списка очередников - первая очередь инвалидов 1 и 2 группы на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди и предоставлении жилищной субсидии в 2012 году.

В обоснование заявленных требований указала, что она состояла в браке со Ш. с 1983 года и были включены в льготную очередь на получение жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с инвалидностью мужа. В апреле 2010 года муж истицы умер, в связи с чем, Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард истица и её муж исключены из указанного списка. П. настаивает, что в соответствии с внесением изменений 17 июля 2011 года в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» за ней должно быть сохранено право состоять в льготной очереди.

При подготовке дела к судебному разбирательству на основании определения судьи Салехардского городского суда от 13 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.

В судебном заседании истица П. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, привела доводы и основания иска, дополнив, что её муж умер ДД.ММ.ГГГГ, после чего она написала заявление о включении её в общую очередь пенсионеров, где она состоит и в настоящее время, желает выехать из г. Салехард в 2012 году.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард Б., действующий по доверенности, требования иска не признал, пояснив, что Администрация муниципального образования г. Салехард в возникших правоотношениях выполняет техническую функцию, а именно занимается формированием учетных дел и направлением их в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым также принимается решение о снятии гражданина с учета. Администрация муниципального образования г. Салехард полномочиями по принятию решения о выделении гражданам субсидии и выдаче жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в связи с переселением из районов Крайнего Севера не обладает, эти полномочия отнесены к полномочиям автономного округа, в связи с чем, Администрация муниципального образования г. Салехард является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ч., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в связи с со смертью супруга истицы - Ш., а также отсутствием у П. законных оснований состоять в списке инвалидов 1 и 2 групп, на заседании окружной комиссии было принято решение о включении заявителя в списки граждан категории - пенсионеры. Действительно, Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ статья 1 Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в новой редакции предусматривает, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. Однако эти изменения вступили в силу только с 01 января 2012 года, тогда как согласно ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения в действие. Учитывая, что изменения, внесенные в Федеральный закон № 125-ФЗ, не имеют обратной силы и не могут распространяться на правоотношения, возникшие до 01 января 2012 года, оснований для признания за истицей права состоять в списке инвалидов 1 и 2 групп не имеется. Кроме того, нормами Федерального закона № 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий, поэтому требования П. о выдаче ей государственного жилищного сертификата в 2012 году, то есть во внеочередном порядке, удовлетворению не подлежат.

Заслушав объяснения истицы и представителей ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истица П. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в браке со Ш., который решением окружной комиссии, протокол № 12 от 21 мая 2009 года по принятию на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2012 года, был принят на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по дате подачи заявления - с 07 мая 2009 года, и включен в список категории - инвалиды.

Условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей устанавливаются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

То есть указанный Закон распространяется на граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ супруг истицы - Ш. умер, что подтверждается свидетельством о смерти, в связи с чем, по заявлению П., адресованному в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, от 10 октября 2010 года по решению комиссии по принятию на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, протокол № 27 от 06 декабря 2010 года, П. включена в общий список, категории - пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по дате подачи первоначального заявления - 07 мая 2009 года и числится под № 8483.

При этом, в сводном списке пенсионеров по автономному округу, желающих получить жилищный сертификат (социальную выплату) в 2012 году для приобретения жилья за пределами округа она числится под номером 2792; в сводном списке пенсионеров по автономному округу, желающих выехать в населенные пункты юга Тюменской области в рамках областной программы «Сотрудничество» - под № 5590.

Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» определено, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи (Федеральный закон в редакции от 17 июля 2011 № 212-ФЗ, вступившими в силу с 01 января 2012 года).

Аналогичные изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 № 909 в подпункт «з» пункта 21 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Ранее названный подпункт (в реакции от 07 ноября 2008) устанавливал, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае - смерти.

Таким образом, при принятии решения комиссией по принятию на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, протокол № 27 от 06 декабря 2010 года, о включении П. в общий список, категории - пенсионеры, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ответчик руководствовался действующим на тот момент законодательством.

В ст. 72 Конституции Российской Федерации провозглашено, что вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие.

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы представителя ответчика Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО Ч. о том, что, учитывая, что изменения, внесенные в Федеральный закон № 125-ФЗ не имеют обратной силы и не могут распространяться на правоотношения, возникшие до 01 января 2012 года, оснований для признания за истицей права состоять в списке категории - инвалиды 1 и 2 групп не имеется.

Статья 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривает очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

Таким образом, императивными нормами Федерального закона № 125-ФЗ установлена очередность предоставления жилищных субсидий, поэтому требования П. о выдаче ей государственного жилищного сертификата в 2012 году, то есть во внеочередном порядке, удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с п. 2.44 Положения о Департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежащим ответчиком по делу является Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа - уполномоченный орган государственный власти Ямало-Ненецкого автономного округа по выдаче государственных жилищных сертификатов и социальных выплат.

При таких обстоятельствах, исковые требования П. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования П. к Администрации муниципального образования город Салехард и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании незаконными действий по исключению из списка на получение жилищного сертификата в связи с выездом из районов Крайнего Севера, восстановлении в очереди и предоставлении жилищной субсидии в 2012 году, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 июня 2012 года.

Председательствующий                        Т.Ю. Щепкина