Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-853 по исковому заявлению Б. к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконными действий по предоставлению части земельного участка общего пользования в собственность третьих лиц и устранении допущенных нарушений путем изменения границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Б. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконными действий ответчика по предоставлению части земельного участка общего пользования грунтовой дороги в собственность граждан У. и У. и устранении допущенных нарушений путем изменения границ земельного участка, предоставленного в собственность У..
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником земельного участка площадью 395 кв.м. по <адрес> в г. Салехард, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом. В июне 2009 года Администрацией муниципального образования г. Салехард рядом с участком, принадлежащим Б., в долевую собственность был выделен земельный участок гражданам У. и У., однако в нарушение ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» никакого согласования с пользователем смежного земельного участка Б. проведено не было. В результате нарушения норм кадастрового учета в пользование граждан У. незаконно предоставлен участок земли, предназначенный для общего пользования, а именно, часть дороги, служащей подъездом к жилому дому и земельному участку, находящемуся в собственности Б. В августе 2011 года У. стали возводить капитальный забор между смежными земельными участками, перегородив подъезд к земельному участку истца, чем нарушают его право пользования своим имуществом.
В судебном заседании представители истца Б., действующий на основании доверенности, и Г., действующий на основании письменного ходатайства истца и ордера, настаивали на исковых требованиях по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что У. предоставили часть автомобильной дороги, находящейся между их домами, поэтому нормального подъезда к дому истца нет.
Представитель ответчика В., действующий по доверенности, требования иска не признал, пояснил, что по заявлению Б. в отношении граждан У. был проведен земельный контроль и нарушений земельного законодательства установлено не было, препятствий к въезду на земельный участок истца не имеется. Распоряжение от 22 апреля 2009 года о предоставлении У. и У. земельного участка законно, его никто не оспаривал. При уточнении границ земельного участка по <адрес> требования законодательства нарушены не были.
Третье лицо У. требования иска также не признал, пояснив, что все документы в отношении принадлежащих ему и его супруге У. жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> оформлены в установленном законом порядке. Летом 2011 года он начал строить забор, не выходя за границы своего земельного участка.
Третье лицо У. в судебном заседании участия не принимала.
Заслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Б. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, категории земель - земли населенных пунктов, вид функционального использования земель - земли под домами индивидуальной жилой застройки, площадью 395 кв.м. на основании распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 24 июля 2007 года № 804-р «О предоставлении земельных участков в собственность» и распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 02 июля 2008 года № 622-р «О внесении изменений в распоряжение Администрации города», что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 августа 2008 года.
Свидетельства о государственной регистрации права, выданные 26 декабря 2007 года, подтверждают, что У. и У. являются собственниками на праве общей долевой собственности, доля в праве каждого - 1/2, индивидуального жилого двухэтажного дома, общей площадью 146,9 кв.м, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома с использованием кредитных средств банка от 29 ноября 2007 года.
Третьи лица У. и У. являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес>, на праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждого, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земель - земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, площадью 626 кв.м. на основании распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 22 апреля 2009 года № 359-р «О предоставлении земельных участков в собственность» и договора купли-продажи земельного участка от 06 мая 2009 года № 260, заключенного между Администрацией муниципального образования г. Салехард и У., У., 30 июня 2009 года произведена государственная регистрация права общей долевой собственности.
Оценивая довод истца и его представителей о том, что при выделении земельного участка гражданам У. и У. были нарушены нормы ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», предусматривающей необходимость согласования границ земельного участка с пользователем смежного земельного участка Б., суд приходит к следующему.
Так, Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии со ст. 39 названного Закона, в редакции, действующей на момент издания распоряжения от 22 апреля 2009 года (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 № 141-ФЗ), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном указанным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласно ч. 3 ст. 25 приведенного Закона (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 № 141-ФЗ) при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка (смежный земельный участок), орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения во внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о местоположении границ такого смежного земельного участка.
Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 89:08:010103:41, принадлежащий Б., и земельный участок с кадастровым номером 89:08:010103:2, принадлежащий У. и У. смежными не являются, поскольку между ними находится земельный участок, собственность на который не разграничена - а потому, находящийся в ведении Администрации муниципального образования г. Салехард.
В силу положений абз. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, доводы истца и его представителей о нарушении ответчиком положений ст. 39 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости», являются несостоятельными, основанными на неверном толковании закона.
В ст. 36 Земельного кодекса РФ закреплено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в результате уточнения границ земельного участка площадь земельного участка не может быть больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем десять процентов площади.
Предоставленный в собственность У. и У. по договору купли-продажи от 06 мая 2009 года № 260 земельный участок площадью 626 кв.м. в целях размещения индивидуального жилого дома, ранее находился в пользовании на условиях аренды по договору от 19 февраля 1999 года № 959 у граждан Н. и Н., прежняя площадь участка - 589 кв.м., с находящимися на земельном участке жилым домом м хозпостройками.
<адрес> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> была уточнена, 10 сентября 2011 года выдан новый кадастровый паспорт - <данные изъяты> и на основании распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 08 октября 2008 года № 941-р утвержден проект границ земельного участка, площадь которого составила 626 кв.м.
Из представленных документов следует, что указанный земельный участок под размещение жилого дома по <адрес>, площадью 589 кв.м. ранее был поставлен на кадастровый учет 11 сентября 2007 года и имел кадастровый номер <данные изъяты>, при этом в особых отметках кадастрового паспорта указано, что площадь земельного участка ориентировочная, что сведения об участке подлежат уточнению при межевании. Впоследствии при уточнении границ земельного участка площадь земельного участка составила 626 кв.м, что не нарушает требования ч. 5 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», поскольку после уточнения площади земельного участка его площадь увеличилась на величину не более десяти процентов площади, а именно на 37 кв.м. (626 - 589), тогда как десять процентов площади от 589 кв.м. составляет 58,9 кв.м.
В статьях 35 и 36 Конституции Российской Федерации провозглашено, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Между тем, требования истца направлены на изменение границ земельного участка, принадлежащего У. и У., путем уменьшения его площади.
Судом установлено, что по заявлению Б. в июне 2011 года Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард была проведена проверка на предмет соблюдения требований земельного законодательства У. по адресу: <адрес>. При этом нарушений действующего законодательства установлено не было. Правоустанавливающие документы оформлены надлежащим образом, земельный участок поставлен на кадастровый учет, используется У. и У. в соответствии с действующим законодательством по назначению, проект границ земельного участка площадью 626 кв.м. для размещения индивидуального жилого дома по <адрес>, был утвержден на основании распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард от 08 октября 2008 года № 941-р.
Кроме того, как следует из информации, представленной Управлением архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования г. Салехард, земельный участок, прилегающий к жилому дому <адрес>, не относится к землям, изъятым из оборота, либо ограниченным в обороте, в состав земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд не входит.
Довод истца и его представителей о том, что в связи с предоставлением У. земельного участка и строительством забора, отсутствует подъезд к жилому дому Б. суд находит несостоятельным, поскольку он противоречит собранным по делу доказательствам, что также подтверждается обмером земельного участка от 28 мая 2012 года, произведенного инспекторами муниципального земельного контроля управления земельных отношений Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации муниципального образования г. Салехард В. и Я., в присутствии Б. и У., а также фотографиями.
Более того, распоряжение Администрации муниципального образования г. Салехард от 22 апреля 2009 года № 359-р «О предоставлении земельного участка в собственность», площадью 626 кв.м. У. и У. в установленном законом порядке и сроки оспорено не было, и данный факт истцом и его представителями не оспаривается.
При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Б. к Администрации муниципального образования город Салехард о признании незаконными действий по предоставлению части земельного участка общего пользования в собственность третьих лиц и устранении допущенных нарушений путем изменения границ земельного участка, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 01 июня 2012 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина