Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1198 по заявлению И. о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард № 515-р от 18 апреля 2012 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард № 515-р от 18 апреля 2012 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания.
В обоснование заявленных требований указал, что он является пенсионером, в городе Салехард проживает в балке, который согласно решения Салехардского городского суда от 08 июля 2011 года обязан снести и освободить незаконно занятый земельный участок, другого жилья на территории Российской Федерации он не имеет. И. обратился в Управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения, однако 20 апреля 2012 года ему пришло письмо об отказе в постановке на такой учет со ссылкой на распоряжение Администрации МО г. Салехард № 515 от 18 апреля 2012 года, которое им получено не было.
В заявлении И. просит признать распоряжение Администрации МО г. Салехард № 515 от 18 апреля 2012, в соответствии с которым ему было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, незаконным.
В судебном заседании заявитель И. настаивал на удовлетворении заявленных требований, привел в обоснование доводы, изложенные в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что у него имеются совершеннолетние сын - И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который проживает в <адрес> и дочь П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая в г. Салехард в квартире мужа, которые инвалидами не являются, но не имеют своего жилья и не могут предоставить ему место для проживания. Отношения с сыном не поддерживает. Заявитель зарегистрирован у своего знакомого по <адрес>.
Представитель заявителя В., действующий на основании ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания и ордера № 228 от 07 июня 2012 года, требования заявителя поддержал, привел в обоснование доводы, аналогичные доводам заявителя.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования г. Салехард Б., действующий по доверенности, требования И. не признал и суду показал, что согласно п. 1.1 Положения о порядке, условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, находящихся в собственности муниципального образования г. Салехард и пользования такими помещениями, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 01 марта 2007 года № 105-А, муниципальные специализированные жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения города предназначены для проживания одиноких граждан пожилого возраста. Заявителю было обоснованно отказано в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, поскольку у него имеются дети, которые в соответствии с требованиями семейного законодательства обязаны содержать своего отца, а к категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения в домах системы социального обслуживания населения вне зависимости от наличия родственников, обязанных содержать их и оказывать им необходимую помощь, И. не относится.
По ходатайству заявителя в судебном заседании допрошен свидетель П., который суду пояснил, что И. очень давно один проживает в балке, так как в семье что-то не заладилось, имеет двоих детей, раньше они вместе работали.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как определено в ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Следовательно, оспариваемое распоряжение Администрации муниципального образования город Салехард относится к решениям, которые могут быть оспорены по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 29 февраля 2012 года И. обратился с заявлением к Главе Администрации г. Салехард с заявлением о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Распоряжением Администрации МО г. Салехард № 515 от 18 апреля 2012 И. было отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, на основании пункта 2.6.6 Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации ЯНАО от 25 декабря 2008 года № 711-А, в связи с наличием родственников, обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа содержать его и оказывать ему необходимую помощь.
Согласно ст. 96 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации (статья 107 Жилищного кодекса РФ).Так, статья 39 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2009 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» определяет, что право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения имеют: не имеющие родственников, обязанных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа содержать их и оказывать им необходимую помощь, в том числе: граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет; мужчины, достигшие 60 лет); супружеские пары, в которых оба супруга достигли пожилого возраста; инвалиды; семьи, состоящие из инвалидов, где каждый член семьи является инвалидом; граждане из числа: ветеранов Великой Отечественной войны; инвалидов Великой Отечественной войны; супругов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, не вступивших в повторный брак; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
При этом, частью 2 названной статьи установлено, что граждане, указанные в ч. 1 настоящей статьи, имеют право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения при условии сохранения способности к самообслуживанию и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, установленных ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан регулируются постановлениями Правительства автономного округа.
Постановлением Администрации ЯНАО от 25 декабря 2008 № 711-А (ред. от 09 сентября 2010) утверждено Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Положение), в соответствии с п. 1.2 которого право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения имеют граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет; мужчины, достигшие 60 лет), супружеские пары, в которых оба супруга достигли пожилого возраста, инвалиды, семьи, состоящие из инвалидов, где каждый член семьи является инвалидом, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа содержать их и оказывать им необходимую помощь.
Как следует из материалов дела, заявитель И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином пожилого возраста и получателем пенсии по старости с 2006 года, зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает в балке, который расположен на самовольно занятом земельном участке. На основании решения Салехардского городского суда от 08 июня 2011 года заявитель обязан освободить самовольно занятый земельный участок от находящегося на нем имущества в виде жилого балка с пристроем.
Из объяснений заявителя и материалов дела также следует, что у него имеются двое совершеннолетних детей - И., 1985 года рождения, проживающий в городе Новочебоксарск и П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая и зарегистрированная по месту пребывания адресу: <адрес>, на срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ, трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
В судебном заседании установлено, что у заявителя И. имеются совершеннолетние трудоспособные дети, при этом дочь проживает и зарегистрирована в г. Салехард, что подтверждается также объяснениями заявителя.
Именно это обстоятельство - наличие родственников, обязанных содержать его и оказывать ему необходимую помощь, явилось основанием для отказа И. в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрацией МО г. Салехард оспариваемое распоряжение № 515-р от 18 апреля 2012 года вынесено правомерно, поскольку у заявителя И. имеются трудоспособные совершеннолетние дети, обязанные в соответствии нормами Семейного кодекса РФ содержать и заботиться о своем отце.
Сведений о том, что дети заявителя И. являются нетрудоспособными, суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что в обжалуемом распоряжении в качестве оснований для отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, указан недействующий правовой акт - постановление Администрации ЯНАО от 01 марта 2007 года № 105А несостоятельны, поскольку в распоряжении в качестве основания для отказа в постановке на такой учет указаны нормы действующего Положения о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного Постановлением Администрации ЯНАО от 25 декабря 2008 № 711-А.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления И. о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард № 515-р от 18 апреля 2012 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление И. о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования г. Салехард № 515-р от 18 апреля 2012 года об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2012 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина