решение по делу № 2-1008 о признании права общей долевой собственности на жилое помещение



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        

05 июня 2012 года                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:             Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания:        Евменовой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1008 по исковому заявлению З., З. и З. к Администрации муниципального образования город Салехард о признании права общей долевой собственности на жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы З., З. и З. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования г. Салехард с иском о признании права общей долевой собственности на жилое помещение. Требования иска мотивированы тем, что 17 ноября 2011 года З. обратился в Администрацию муниципального образования г. Салехард с заявлением о передаче ему в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако 12 декабря 2011 года им получен отказ в приватизации указанного жилого помещения. С решением ответчика он не согласен, поскольку ранее ему и членам его семьи Администрацией муниципального образования г. Салехард было предоставлено жилое помещение по договору социального найма по адресу: <адрес>, по решению жилищно-бытовой комиссии УГПС ЯНАО он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и ему предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> последующим заключением договора найма служебного жилого помещения, а квартиру по <адрес> он сдал, поэтому считает, что его жилищные условия Администрацией муниципального образования г. Салехард были ухудшены. При подписании договора он не обратил внимания, что договор является договором найма служебного жилого помещения, на период прохождения им приравненной к военной - службы в ФГКУ «1-ПЧ ФПС по ЯНАО». Истец З. и в настоящее время проходит службу по контракту в федеральной противопожарной службе и его общая выслуга лет по состоянию на 01 мая 2012 года составляет 21 год 10 месяцев 8 дней, также ему присвоен статус спасателя, поэтому обеспечение его жилищных прав является обязанностью государства и органов государственной власти в субъектах Российской Федерации. Считает, что спорное жилое помещение в установленном порядке не отнесено к специализированному жилищному фонду и право собственности на данное жилое помещение за муниципальным образованием г. Салехард не зарегистрировано. Для З. и членов его семьи жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является единственным местом жительства, поэтому истцы просят признать право общей долевой собственности на квартиру <адрес> в г. Салехард за З., З. и З. по 1/3 доле за каждым.

В судебном заседании истцы З. и З. участия не принимали, направили своего представителя Р.

Истец З. направил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в связи с нахождением на обучении в г. Тюмень.

Представитель истцов З. и З. - Р., действующая по доверенности, на иске настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Б., действующая на основании доверенности, требования иска не признала и пояснила, что истец не мог не знать о том, что предоставляемое ему жилое помещение по <адрес> является служебным, поскольку имеется его заявление. Квартира в установленном порядке отнесена к специализированному жилищному фонду и числится в реестре муниципальной собственности. Кроме того, истец относится к категориям граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями, в том числе путем выдачи сертификата, из государственного, а не из муниципального жилищного фонда. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истец и члены его семьи не состоят, а ст. 92 Жилищного кодекса РФ запрещает отчуждение служебных жилых помещений.

Представитель третьего лица ФГКУ «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по ЯНАО» Г., имеющая соответствующие полномочия по доверенности, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частей 1 и 2 ст. 100 Жилищного кодекса РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В ч. 2 названной статьи указано, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из материалов дела следует, что 29 августа 2006 года Администрацией муниципального образования г. Салехард издано распоряжение, пунктом 1 которого жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, включено в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением его к виду служебного. Пунктом 2 этого же распоряжения указанное жилое помещение предоставлено командиру отделения 69 пожарной части Государственной противопожарной службы З., на период его работы в 69 пожарной части Государственной противопожарной службы, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи из трех человек: жена З. и сын З.

Следовательно, спорное жилое помещение в установленном законом порядке было включено в специализированный жилищный фонд с отнесением его к виду служебного.

В соответствии со ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Исходя из смысла ст. 93 и ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается, в том числе на период трудовых отношений и прохождения службы.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что 19 мая 2005 года жилищно-бытовой комиссией Управления государственной противопожарной службы ЯНАО было принято решение о предоставлении З. квартиры <адрес> в г. Салехард, которая согласно выписки из реестра жилищного фонда муниципального образования г. Салехард, находится в собственности муниципального образования г. Салехард и включена в указанный реестр 30 сентября 1996 года на основании постановления № 464 от 30 сентября 1996 года.

Таким образом, довод истцов и его представителя о том, что спорное жилое помещение не имеет собственника, является ошибочным.

Впоследствии, на основании договора найма служебного жилого помещения от 13 сентября 2006 года № 41-СЛН Администрацией г. Салехард З. на состав семьи из трех человек: З., жена З. и сын З. была предоставлена трехкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 67,5 кв.м., для временного проживания в нем на время работы в 69 пожарной части Государственной противопожарной службы.

Истцы З., З. и З. имеют регистрацию по месту жительства в жилом помещении, в отношении которого возник спор, с 15 сентября 2006 года по настоящее время.

При этом, довод истца З. о том, что при подписании договора от 13 сентября 2006 года он не обратил внимания на то, что договор является договором найма служебного жилого помещения, суд находит несостоятельным, поскольку он противоречит имеющимся материалам дела, а именно, в письме от 02 августа 2006 года и.о. начальника 69 Пожарной части Государственной противопожарной службы ходатайствовал перед главой города о заключении договора служебного найма с сотрудником 69-ПЧ МЧС РФ по ЯНАО на трехкомнатную квартиру <адрес> на состав семьи из трех человек: З., жена З. и сын З., на период работы, и аналогичное заявление подано З. на имя начальника Управления жилищной политики П.

При рассмотрении настоящего гражданского дела также установлено, что ранее истец и члены его семьи проживали на условиях договора социального найма в квартире <адрес> в г. Салехард, общей площадью 58 кв.м, которую истец освободил добровольно в связи с предоставлением ему другого жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 67,5 кв.м, что также следует из решения жилищно-бытовой комиссии от 19 мая 2005 года, справки от 23 августа 2008 года, выданной 69 Пожарной частью Государственной противопожарной службы и заявления З. о предоставлении ему служебного жилого помещения. В связи с чем, довод истца об ухудшении ответчиком его жилищных условий также не нашел подтверждения. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истцы не состоят.

В ноябре 2011 года истец З. обращался в Администрацию муниципального образования г. Салехард с заявлением о передаче ему в порядке приватизации занимаемого служебного жилого помещения по адресу: <адрес>, однако ему в этом было отказано в связи с тем, что служебные жилые помещения отчуждению не подлежат.

Согласно представленного трудового договора от 01 января 2009 года и дополнительных соглашений к нему, З. продолжает работать в ФГКУ «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по ЯНАО» в должности начальника караула отдельного поста, договор заключен на неопределенный срок, и следовательно, продолжает действовать договор найма служебного жилого помещения № 41-СЛН от 13 сентября 2006 года.

Из справки от 19 апреля 2012 года, выданной ФГКУ «1 ПЧ ФПС по ЯНАО», следует, что З. имеет общий стаж выслуги в федеральном государственном казенном учреждении «1 Пожарная часть федеральной противопожарной службы по ЯНАО» по состоянию на 01 мая 2012 года: 21 год, десять месяцев и 08 дней.

Действительно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Вместе с тем, в статье 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 года № 4202-1, которое также распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы, закреплено, что сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении) получают в собственность занимаемые ими жилые помещения независимо от их размера в домах государственного и муниципального жилищного фонда, - за исключением служебного жилья.

В статье 218 Гражданского кодекса РФ перечислены основания приобретения права собственности, в частности в п. 2 этой статьи указано, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно общих положений, содержащихся в п. 1 ст. 209 и п. 1 ст. 288 Гражданского кодекса РФ, права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. По правилам Гражданского кодекса РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Как следует из смысла п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Требования истцов направлены на признание права общей долевой собственности на занимаемое ими служебное жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования г. Салехард.

В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При этом, статья 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» запрещает приватизацию служебных жилых помещений.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности и учитывая, что ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ также содержит запрет на отчуждение специализированных жилых помещений, а также то обстоятельство, что служебные жилые помещения должны использоваться по их целевому предназначению, и отсутствие согласия собственника на передачу служебного жилого помещения в собственность граждан, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований удовлетворения исковых требований.

Иных оснований для признания права общей долевой собственности за истцами на спорное жилое помещение судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования З., З. и З. к Администрации муниципального образования г. Салехард о признании права общей долевой собственности на жилое помещение - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 09 июня 2012 года.

Председательствующий                          Т.Ю. Щепкина