Дело № 2-465/2012 о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее жилое помещение, понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 апреля 2012 года                                г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Лисиенкова К.В.,

при секретаре судебного заседания:     Ассмус Э.А.,

с участием прокурора            Кугаевского А.А.

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее жилое помещение, понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, снятии с регистрационного учета, встречному исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен жилого помещения, подлежащего сносу и непригодного для проживания, другое жилое помещение, с зачетом его стоимости в выкупную цену

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования г. Салехард обратилась в суд с иском к ФИО1 ФИО2 о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее жилое помещение, понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, снятии с регистрационного учета. В обоснование заявленных требований Администрация МО г. Салехарда указала, что в соответствии с распоряжением Администрации МО г. Салехард дом № 598-р от 12.06.2010 года д.№13 по <адрес> мыс г. Салехард признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение Администрации МО г. Салехард №81-р от 26.01.2011 года «об изъятии земельного участка», на котором расположен дом № 13 по <адрес> мыс г. Салехард. 31.01.2011 года Администрации МО г. Салехард издано распоряжение №109-р «Об изъятии жилого помещения», согласно которого кв.№4 в д.№13 по <адрес>, которого согласно сведений из управления Росреестра по ЯНАО принадлежит ФИО1, изымается путем выкупа для муниципальных нужд МО г. Салехард. В соответствии с требованиями п.10 ст.32 ЖК РФ ответчику было предъявлено требование о сносе жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящегося в собственности каждого собственника многоквартирного дома. От предъявленного требования ответчик отказался. Ответчик на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации МО г. Салехард не состоит. 20.01.2012 года ответчику, как собственник жилого помещения, было предложено предоставить в управление жилищной политики документы, предусмотренные законом. ФИО1 не предоставил необходимые документы для заключения соглашения о выкупе жилого помещения, в том числе отчет о рыночной стоимости принадлежащего ему жилого помещения. В связи с тем, что постановлением Администрации МО г. Салехард от 25.09.2000 года №506 «об упорядочении нумерации квартир в жилых домах №13 и №14 по <адрес>», <адрес>, которая согласно сведений из управления Росреестра по ЯНАО стала нумероваться кв. №12, ФИО1 с момента издания данного постановления Администрации МО г. Салехард, до настоящего времени свою обязанность внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее жилое помещение, не исполнил до настоящего времени, и уклоняется от ее исполнения, просили возложить на него данную обязанность. При удовлетворении требований о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, порождает правовые последствия в виде снятия с регистрационного учета, просили снять ФИО1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12.

ФИО1 обратился в суд с встречными исковыми требованиями к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен жилого помещения, подлежащего сносу и непригодного для проживания, другое жилое помещение, с зачетом его стоимости в выкупную цену. В обоснование встречных исковых требований указал, что он является собственником <адрес>.13 по <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права №001676 от 30.12.1999 года. На уведомление Администрации от 20.01.2012 года о заключении соглашения о выкупе жилого помещения, в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предложил предоставить ему другое жилое помещение, с зачетом его стоимости в выкупную цену. До настоящего времени ответ не получил. Данная квартира является его единственным местом жительства. В связи с чем в соответствии с положениями ст.48 Конституции РФ, ст.28-3 Закона ЯНАО №36-ЗАО, просит его требования удовлетворить, в удовлетворении исковых требований Администрации МО г. Салехарда отказать.

Представитель истца по первоначальному исковому заявлении и ответчика по встречному исковому заявлению Администрации МО г. Салехарда Пропащев Е.В., действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям изложенным в исковом заявлении, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать. Дополнительно суду пояснил, что процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ по действиям, предшествующим обращению в суд с настоящими требованиями понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, Администрацией МО г. Салехарда была соблюдена. После изменения нумерации квартир в <адрес> в 2000 года, в котором ФИО1 имеет на праве собственности жилое помещение, до настоящего времени об исполнении своей обязанности о внесении изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ему жилое помещение, не выполнил. Срок в течении которого он не выполнил данную обязанность составляет более 12 лет, что может расцениваться как уклонение от совершения регистрационных действий. Без внесения соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ФИО1 жилое помещение невозможно совершение последующих действий по выкупу принадлежащего ему жилого помещения. Администрация МО г. Салехард квартир, которые могли бы быть предоставлены ФИО1 взамен подлежащего сносу жилого помещения, не имеет, он обратился с данным предложением к администрации 16.03.2012 года, уже спустя месяц после нахождения в производстве суде нестоящего гражданского дела по иску Администрации МО г. Салехард к ФИО1 Понуждение к заключению данного соглашения в силу закона не возможно. Заключение соглашение о выкупе жилого помещения порождает последствия по снятии лица, зарегистрированного в данном жилом помещении о снятии с регистрационного учета в выкупаемом жилом помещении.

Ответчик по первоначальному исковому заявлению и истец по встречному исковому заявлению ФИО1 и его представитель адвокат ФИО5, девствующий на основании ордера адвоката адвокатской палаты ЯНАО, на удовлетворении заявленных встречных исковых требований настаивали в полном объеме, по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, в удовлетворении исковых требований администрации МО г. Салехарда просили отказать. Адвокат ФИО5 дополнительно суду пояснил, что администрацией МО г. Салехарда не была соблюдена процедура, предшествующая заключению соглашения о выкупе жилого помещения, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований Администрации МО г. Салехарда надлежит отказать. Распоряжение об изъятии жилого помещения, принадлежащего ФИО1 по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12, не зарегистрировано в управлении Росреестра по ЯНАО. Каких либо уведомлений из администрации МО г. Салехарда ФИО1 не получал, ему не разъяснялся порядок совершения его действий по получению жилого помещения взамен изымаемого, ФИО1 в адрес администрации поданном заявление о предоставлении ему жилого помещения в собственность взамен изымаемого, с зачетом его выкупной стоимости, ответ на которого им до настоящего времени не получен. Новое свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение ФИО1 в <адрес> в связи с изменением нумерации квартир, им с 2000 года до настоящего времени не получено, так как в этом не было необходимости, соответствующее заявление им в управление Росреестра пока не подано, поэтому считает требования Администрации в данной части также не подлежащими удовлетворению. ФИО1 после демонстрации ему в ходе судебного заседания уведомлений о получении почтовых отправлений, суд показал, что в уведомлении о получении им письма от Администрации МО г. Салехарда от 16.03.2011 года исх. №160-у, в уведомлении Администрации МО г. Салехарда от 17.06.2010 года исх. №403, а также на самом уведомлении от 20.01.2012 года стоит его подпись, однако в силу того, что он не обладает юридическим познаниями, он не знал какие ему действия необходимо предпринять.

Прокурор ФИО6 дал заключение по делу о том, что администрацией МО г. Салехарда процедура, предшествующая понуждению к заключению соглашения о выкупе жило помещения, определенная действующим законодательством соблюдена в полном объеме, поэтому требований Администрации МО г. Салехарда в данной части подлежат удовлетворению. По остальным заявленным сторонами требованиям прокурор заключение не давал, поскольку он приглашается в суд только для дачи заключения по поставленному перед судом вопросу о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения.

Заслушав объяснения сторон, участвующих в дел, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из свидетельства о государственной регистрации права № 001676 от 30.12.1999 года следует, что ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: г. Салехард ул. <адрес> д.№13, кв. № 4. ФИО1, согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2012 года, предоставленной управлением Росреестра по ЯНАО является собственником кв. №4 в <адрес>.

Постановлением Администрации МО г. Салехард от 25.09.2000 года №506 «об упорядочении нумерации квартир в жилых домах №13 и №14 по <адрес>», <адрес>, стала нумероваться кв. №12.

Из справки о регистрации МКУ «Салехардская дирекция единого заказчика», сведений из межрайонного отдела УФМС по ЯНАО в г. Салехард, ФИО1 с 05.04.2005 года зарегистрирован в <адрес>.13 по <адрес>, по настоящее время.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Ст.131 ГК РФ определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Ст.5 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ устанавливает, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны

Таким образом, с момента издания Администрацией МО г. Салехарда приведенного выше постановления от 25.09.2000 года №506, в соответствии с которым, квартира №4 в <адрес>, право собственности на которую зарегистрировано на ФИО1, была перенумерована в кв.№12, на правообладателе ФИО1 лежит обязанность по внесению, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ, изменений в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ему жилое помещение.

Как указывалось выше, ФИО1, в принадлежащем ему жилом помещении, уже с учетом внесенных изменений в нумерации квартир, зарегистрировался в <адрес> мыс 05.04.2005 года, однако длительное время с 2000 года по настоящее время, свою обязанность по внесению соответствующих изменений в свидетельство о государственной регистрации права не исполнил, длительность срока не исполнения своей обязанности ФИО7 – 12 лет, суд расценивает как уклонение от государственной регистрации соответствующих изменений прав на недвижимое имущество, не внесение соответствующих изменений прав на недвижимое имущество порождает правовые последствия в части невозможности совершения каких либо сделок с объектом недвижимости, принадлежащем ФИО1, в связи с чем исковые требования Администрации МО г. Салехард к нему в данной части подлежат удовлетворению, и суд возлагает на ФИО1 внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ему жилое помещение в доме №13 по <адрес> в соответствии с постановлением Администрации МО г. Салехарда от 25.09.2000 года №506 «Об упорядочении нумерации квартир в жилых домах №13 и №14 по <адрес>».

На основании распоряжения администрации муниципального образования г. Салехард от 11.06.2010 г. № 598-р дом № 13 по <адрес> мыс г. Салехард признан аварийным и подлежащим сносу.

17.06.2010 года исх. №403 Администрация МО г. Салехард направила ФИО1 уведомление о том, что на основании указанного выше распоряжения от 11.06.2010 г. № 598-р дом № 13 по <адрес> мыс г. Салехард признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ ФИО1 как собственнику жилого помещения квартиры №12 в <адрес> мыс г. Салехард, предъявлено требование в течении 6 месяцев с момента получения настоящего письма произвести собственными силами и за счет собственных средств снос жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника данного многоквартирного дома. В случае невыполнения данных требований администрация МО г. Салехард будет вынуждена принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен <адрес> мыс, об изъятии из собственности квартиры№12, собственником которой он является, что будет являться основанием для заключения соглашения о выкупе жилого помещения или предъявления иска о понуждении к заключению данного соглашения о выкупе жилого помещения. В данном письме также отражено, что урегулирования возникающих вопросов, ФИО1 необходимо обратиться в управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард, указан адрес нахождения управления и время работы. Данное письмо ФИО8, согласно почтового уведомления, получено им лично 22.06.2010 года, что было им подтверждено в судебном заседании 02.04.2012 года.

В связи с неполучением ответа на указанное выше требование администрации МО г. Салехард, Администрация МО г. Салехард издала распоряжение №81-р от 26.01.2011 года «об изъятии земельного участка», на котором расположен дом № 13 по <адрес> мыс <адрес> и 31.01.2011 года Администрации МО г. Салехард издано распоряжение №109-р «Об изъятии жилого помещения», согласно которого кв.№4 в д.№13 по <адрес>, которая согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принадлежит ФИО1 Распоряжение Администрации МО г. Салехард 31.01.2011 года №109-р «Об изъятии жилого помещения», зарегистрировано в установленном порядке в управлении Росреестра по ЯНАО 09.03.2011 года, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.03.2012 года, в связи с чем доводы представителя ФИО1 адвоката ФИО5 в данной части являются не состоятельными.

После осуществления регистрации Распоряжения Администрации МО г. Салехард 31.01.2011 года №109-р «Об изъятии жилого помещения», Администрации МО г. Салехард 16.03.2011 года за исх. №160-у направила ФИО1 уведомление о совершении данных действий. В данном письме Администрация МО <адрес> также указала, что принадлежащее ФИО1 жилое помещение <адрес> подлежит изъятию путем выкупа для нужд муниципального образования. Данное письмо ФИО8, согласно почтового уведомления, получено им лично 25.03.2011 года, что было им подтверждено в судебном заседании 02.04.2012 года.

20.01.2012 года Администрации МО г. Салехард за исх. №17-05/19 направила ФИО1 письмо, в котором повторно указала обстоятельства, содержащихся в ранее направленных в адрес ФИО1 приведенных выше письмах, которые им были получены лично, а также о необходимости предоставления в срок до 03.02.2012 года в управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард необходимого перечня документов для заключения соглашения о выкупе жилого помещения. Данное письмо получено лично ФИО1 31.01.2012 года, что было им подтверждено в судебном заседании 02.04.2012 года. До момента подачи в суд искового заявления к ФИО1 21.02.2012 года, последний каких либо документов в Администрацию МО г. Салехард, необходимых для заключения соглашения о выкупе жилого помещения не предоставил.

Лишь 16.03.2012 года, уже после принятия искового заявления Администрации МО г. Салехард к ФИО1 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, ФИО1 в адрес Администрации МО г. Салехард подано заявление о предоставлении ему в собственность жилого помещения, взамен подлежащего сносу, с зачетом его стоимости в выкупную цену, при этом согласно приложений к поданному заявлению, необходимые документы к заключению соответствующего соглашения не приложил.

На основании ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа на основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

В соответствии с ч. 9 названной статьи если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);

и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Судом установлено, что процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, органом местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, более конкретизированных в приведенном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, были полностью соблюдены, и доводы представителя ФИО1 в данной части являются не состоятельными. В связи с изложенным требования Администрации МО г. Салехарда к ФИО1 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения подлежат удовлетворению. Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права ФИО1 является собственником квартиры 4 д.13 по <адрес>, в связи с перенумерацией квартир в данном доме, кв.4 стала нумероваться кв.12, судом на ФИО1 возложена обязанность по внесению соответствующих изменений в данной части в свидетельство о государственной регистрации права, суд понуждает его к заключению соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения <адрес>.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации. В связи с чем подлежит прекращению право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12.

На основании частей 1 и 2 ст. 28.2 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Администрации автономного округа или органа местного самоуправления, принявших решение о сносе жилого помещения, уплатить выкупную цену за жилое помещение, подлежащее сносу.

Рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего сносу, определяется в соответствии с отчётом независимого оценщика об оценке выкупаемого жилого помещения.

Из имеющегося в материалах дела отчёта об оценке рыночной стоимости жилого помещения – квартиры № 12 дома № 4 по <адрес>, выполненного ООО «Ямальское бюро оценки» следует, что обоснованная рыночная стоимость данного жилого помещения равна1 555 000 рублей.

С данным отчётом согласны обе стороны, доказательств, подтверждающих иной размер рыночной стоимости жилого помещения, сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение в размере 1 555 000 рублей равноценной и соответствующим интересам собственника. В связи с изложенным суд возлагает на Администрацию МО г. Салехард выплатить ФИО1 денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12 в сумме 1 555 000 рублей.

Прекращение право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12, предусматривает в том числе и прекращение право пользования данным жилым помещением, в связи с чем требования Администрации МО <адрес> к ФИО1 о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12 подлежат удовлетворению.

Встречные исковые требования ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен жилого помещения, подлежащего сносу и непригодного для проживания, другое жилое помещение, с зачетом его стоимости в выкупную цену не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 п.19 НК РФ истец по первоначальному иску Администрация Мо г. Салехарда была освобожден от уплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина в размере 4000 рублей подлежит взыскании с ФИО1 в доход государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 441 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о возложении обязанности внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее жилое помещение, понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.

Обязать ФИО1 внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности на принадлежащее ему жилое помещение в доме №13 по <адрес> в соответствии с постановлением Администрации МО г. Салехарда от 25.09.2000 года №506 «Об упорядочении нумерации квартир в жилых домах №13 и №14 по <адрес>».

Прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12.

Обязать Администрация МО г. Салехард выплатить ФИО1 денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12 в сумме 1 555 000 рублей.

Снять ФИО1 с регистрационного учёта по адресу: <адрес> д.№13, кв. № 12.

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард о возложении обязанности предоставить жилое помещение, взамен жилого помещения, подлежащего сносу и непригодного для проживания, другое жилое помещение, с зачетом его стоимости в выкупную цену, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2012 года.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья             К.В. Лисиенков