решение суда по гражданскому делу № 2-950\2012 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма



ФИО1

Именем Российской Федерации

Дело № 2-950\2012

21 июня 2012 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

В составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

При секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО4 к Правительству ЯНАО о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах ФИО4 обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование требований иска указал, что прокуратурой по заявлению ФИО4 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот. Мать, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец отсутствует, сведения об отце в свидетельство, о рождении внесены со слов матери. ФИО4 на первоначальном учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как нуждающаяся в жилых помещениях не состоит. Истица не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения, жилыми помещениями вне очереди на территории <адрес> она не обеспечивалась. Жилья в собственности либо на условиях договора социального найма не имеет. С 2002 года по настоящее время истец приживает с двумя несовершеннолетними детьми в коммунальной квартире расположенной по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истица достигла совершеннолетнего возраста, таким образом, право на внеочередное получение жилья у ФИО4 возникло в 1996 году, однако до настоящего временим жилое помещение истцу предоставлено не было.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО8 на исковых требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец ФИО4, на исковых требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что после смерти матери, в 1995 году по окончании средней общеобразовательной школы уехала в <адрес>, где обучалась с 1995 по 2000 годы, возвратилась в <адрес> в 2002 году. В <адрес> на учет для получения жилья по категории дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей не вставала, также как и не вставала на данный учет по прибытии в <адрес>. С момента прибытия в <адрес> она вместе со своими двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирована по адресу: <адрес> ул. <данные изъяты> кв.13 у своего отчима, который умер. Данная квартира является коммунальной, лицевые счета разделены. Остальные лица, зарегистрированный в ней являются родственниками ее отчима.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Департамента образования МО <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель отдела опеки и попечительства Департамента образования МО <адрес> ФИО9, действующий на основании доверенности, суду пояснил, что за истицей на территории МО <адрес> распоряжение администрации о сохранении за ней права пользования либо права собственности на жилое помещение не издавалось. Ранее на учете в качестве нуждающейся в получении жилых помещений по категории граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отдел опеки и попечительства не вставала. Впервые обратилась осенью 2011 года, но получила отказ в постановке на учет, так как ей 33 года. Вместе с тем считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО10, действующий на основании доверенности, в удовлетворении иска прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО4, к Правительству ЯНАО просил отказать, в связи с тем, что законом гарантировано право предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей до достижениями ими 23 летнего возраста, при этом до указанного возраста они должны встать на соответствующий учет. Поскольку до достижения возраста 23 лет истица на учет не встала, в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не состоит, то у Правительства ЯНАО нет правовых основания для предоставления ей жилого помещения.

Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец отсутствует, сведения об отце в свидетельство, о рождении внесены со слов матери.

ФИО4 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о защите ее жилищных прав и обращении в ее интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год обучалась в Тобольском педагогическом колледже, по окончании которого в 2002 году прибыла в <адрес>, на учет уполномоченными органами в качестве ребенка-сироты поставлена не была..

На данный момент собственного и закрепленного жилья, ФИО4 не имеет. Проживает в <адрес>.<адрес>, которая является муниципальной собственностью, на правах договора социального найма. Данная квартира была предоставлена Администрацией МО <адрес> на основании ордера №172 от 1986 года ФИО11, который умер ДД.ММ.ГГГГ, и который являлся отчимом истицы. Данная квартира является коммунальной, вместе с истицей, зарегистрированной в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ также зарегистрированы и двое ее несовершеннолетних детей ФИО2 и ФИО12 Также в данной квартире зарегистрированы не являющиеся членами семьи истицы ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 ст.50 ЖК РФ определяет, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. ФИО1 МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи. <адрес> жилого помещения в котором проживает истица равна 78,9 кв.м., в данной коммунальной квартире проживает семь человек, на одного гражданина проживающего в данном жилом помещении приходиться 11,27 кв.м., следовательно истица является нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.Исходя из изложенного, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО4 приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме договору социального найма.

Согласно ст. 16 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона <адрес> № 36-ЗАО от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 01 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 01 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения <адрес> в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

Однако несмотря на то, что право на получение жилого помещения по договору социального найма возникло у ФИО4 еще в 1996 году, она на учет уполномоченными органами поставлена не была, жилым помещением по категории граждан дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, не обеспечена.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО4 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истца были нарушены.

Более того, согласно заявления ФИО4, предоставленного прокурору, она выразила волю на обращение в ее интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, во внеочередном порядке.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в 1996 году.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Суд считает, что не имеет значения для рассмотрения дела по существу возраст истицы, поскольку гарантированное лицам из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, право на внеочередное получения жилья по договору социального найма до достижения ими возраста 23 лет, поскольку социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Достижение лицом 23 летнего возраста, не поставленного на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста уполномоченными органами, не может являться основанием для лишения гарантированного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставления жилого помещения.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

Приходя к выводу о предоставлении ФИО4 жилого помещения по договору социального найма как категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке, суд приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно предоставляться с учетом членов семьи ФИО4, а именно ее несовершеннолетних детей супруга сына ФИО2 и дочери ФИО3, поскольку согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.

Действующее    жилищное    законодательство    предусматривает

предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса РФ).

    Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.

Поскольку жилое помещение ФИО4 должно предоставляться с учётом состава её семьи, то площадь предоставляемого жилого помещения также должна рассчитываться исходя из нормы предоставления жилого помещения для семьи, состоящей из трех человек, то есть 54 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью (часть 1 статьи 18 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство <адрес> предоставить ФИО4 и членам ее семьи сыну ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования <адрес>, общей площадью не менее 54 квадратных метров.

ФИО1 может быть обжаловано в суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский ФИО5 суд.

ФИО1 суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья Лисиенков К.В.