решение суда по гражданскому делу № 2-672\2012 об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-672\2012

19 июня 2012 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа

В составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

При секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству ЯНАО, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Администрации муниципального образования <адрес> об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах ФИО5 обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО, Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Администрации муниципального образования <адрес> об обязывании предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование требований иска указал, что прокуратурой <адрес> по заявлению ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот. Мать, ФИО2 – умерла, отец отсутствует, сведения об отце в свидетельство о рождении внесены со слов матери. Согласно справки начальника управления образования администрации муниципального образования <адрес> ФИО1 состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не имеет закрепленного жилья. Согласно списка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных муниципальным образованием <адрес> на внеочередное получение жилых помещений в 2012 году, ФИО1 состоит в списке для получения жилья в 2012 году. Дата возникновения потребности в жилом помещении возникла ДД.ММ.ГГГГ году. Поводом для обращения прокурора в суд послужило письменное заявление ФИО1 в прокуратуру района о защите ее жилищных прав. В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> и истец ФИО1 уточнили исковые требования и просили обязать Правительство ЯНАО предоставить истцу жилое помещение с учетом членов ее семьи общей площадью не менее 51 кв.м. на территории с <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО6 на исковых требованиях настаивала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что истица состоит на учете лиц, нуждающихся в получении жилых помещений как ребенок-сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей. Жилое помещение, которое было закреплено за истцом, принадлежало на праве собственности за истцом, которое было уничтожено пожаром. Следовательно обязательства по предоставлению ей жилого помещения лежат на Правительстве ЯНАО.

Истец ФИО1, в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала в полном объеме. Дополнительно также пояснила, что у нее под опекой также находиться трое несовершеннолетних детей-сирот, ни она, ни ее муж в собственности жилых помещений не имеют, также как и не имеют их на праве социального найма. В настоящее время живет с мужем у родственников мужа, которые просят освободить жилое помещение и им негде жить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом. Направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В данном ходатайстве также указал, что согласно акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес>, данное жилое помещение непригодно для проживания. По заключению межведомственной комиссии Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 200 был признан аварийным и подлежащим сносу. В 2011 году данный дом сгорел. ФИО1 была зарегистрирована по адресу: ЯНАО, <адрес>. В связи с отсутствием на территории муниципального образования <адрес> свободного жилищного фонда ФИО1 жилое помещение в замен утраченного пожаром <адрес>»а» по <адрес> в <адрес> не предоставлялось. В настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности ФИО7, являющегося родственником мужа ФИО1 Какие либо правоустанавливающие документы на указанные выше жилые помещения у администрации МО <адрес> отсутствуют

Представитель ответчика Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, а также Правительства ЯНАО, в лице ФИО8, действующего на основании доверенности, в удовлетворении иска прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Правительству ЯНАО просил отказать. Признать Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО и Правительство ЯНАО ненадлежащими ответчиками, в связи с тем, что за ФИО1 было закреплено жилое помещение, которое было утрачено пожаром, в связи с чем обязательства по предоставлению ей жилого помещения, не смотря на то, что она стоит в писке лиц нуждающихся в получении жилых помещений №3 как ребенок-сирота, лежат на администрации МО <адрес>. Просил в случае удовлетворения требований прокурора предоставить отсрочку исполнения судебного решения на срок пять месяцев для выполнения всех необходимых мероприятий по приобретению жилого помещения.

Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ0 году. Отец отсутствует, сведения об отце в свидетельство, о рождении внесены со слов матери.

ФИО1 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о защите ее жилищных прав и обращении в ее интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>.

Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год на территории <адрес>.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 было закрепленное жилое помещение расположенное по адресу <адрес> а, <адрес>. постановлением администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №45. ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес> «а» по заключению межведомственной комиссии администрации Муниципального образования <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. В 2011 году данный дом сгорел.

На данный момент собственного и закрепленного жилья ФИО1 не имеет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вступила в брак с ФИО3, который также на праве собственности жилых помещений не имеет, также как и не имеет жилых помещений на праве социального найма.Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.

В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком Правительством ЯНАО, что ФИО9 в установленном порядке была включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 01 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 01 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.

Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.

Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет в виду его уничтожения, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истца были нарушены.

Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, она выразила волю на обращение в ее интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, во внеочередном порядке.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в июле 2010 года.

Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

Приходя к выводу о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма как категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке, суд приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно предоставляться с учетом членов семьи ФИО1, а именно супруга ФИО3, поскольку согласно пунктам 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ, муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, но и иным определенным федеральным законом категориям граждан в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не установлен этим федеральным законом.

Действующее    жилищное    законодательство    предусматривает

предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 5 статьи 57, статья 58 Жилищного кодекса РФ).

    У ФИО1 также под опекой находиться трое несовершеннолетних, однако опекаемые лица, согласно действующего законодательства не входят в состав членов семьи опекуна, и при наступлении необходимых условий, предусмотренных законодательством вправе самостоятельно реализовать свои права как лица из числе детей-сирот.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилого помещения не предусматривает.

Поскольку жилое помещение ФИО1 должно предоставляться с учётом состава её семьи, то площадь предоставляемого жилого помещения также должна рассчитываться исходя из нормы предоставления жилого помещения для семьи, состоящей из двух человек, то есть 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью (часть 1 статьи 18 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе).

Вопрос о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения судебного решения, о рассмотрении которого ходатайствовал представитель ответчика Правительства ЯНАО, должен быть разрешен в порядке ст.203 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1 и члену ее семьи супругу ФИО3 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим требованиям на территории села <адрес>, общей площадью не менее 42 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июня 2012 года.    

Председательствующий /подпись/

Копия верна судья Лисиенков К.В.