Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Евменовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1255 по исковому заявлению К. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования город Салехард, Управлению жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард о признании права на предоставление жилищной субсидии, включении в Единый список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2012 год и перечислении субсидии согласно кредитного договора,
У С Т А Н О В И Л:
Истица К. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Управлению жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард о признании за ней права на предоставление жилищной субсидии на обеспечение жильём как инвалида, включить её в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2012 год и перечислении субсидии согласно кредитного договора № 31031 от 20 ноября 2009 года.
В обоснование заявленных требований истица указала, что она является инвалидом с детства, с 12 апреля 2001 года она состояла в списке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года по Ямало-Ненецкому автономному округу под № 570. В 2008 году письмом Агентства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа у неё истребовали намерение получить жилищную субсидию в размере 633 600 руб. в 2008 году, но в связи с тем, что в тот период она обучалась и не имела возможности изыскать дополнительные средства на приобретение жилья, она не подтвердила намерение получить субсидию в 2008 году, чтобы воспользоваться своим правом на неё в будущем, с учётом того, что она будет работать и иметь возможность приобрести жилье по выделенной субсидии и кредитным средствам. В 2009 года она также не воспользовалась субсидией по указанным выше причинам. В 2009 году она числилась в Едином списке по Ямало-Ненецкому автономному округу ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 01 января 2005 года под № 496, также ей было разъяснено, что социальная выплата на приобретение жилья будет ей предоставлена исключительно при достижении очередности по указанному объединённому списку. В конце 2009 года она приобрела на вторичном рынке однокомнатную квартиру, оформив ипотечный кредит в банке в сумме 1 800 000 руб., надеясь на социальную поддержку от государства, предполагая, что при наступлении очерёдности ей предоставят социальную выплату для перечисления денежных средств в счёт приобретения квартиры. Однако письмом Управления жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард ей сообщили, что в связи с приобретением в собственность квартиры, она снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. В письме Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 апреля 2012 года ей также сообщили, что в списке ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов на 2012 год, предоставленном Администрацией муниципального образования г. Салехард, она не состоит. Настаивает, что её незаконно не включают в Единый список для получения социальной выплаты и ответчиками нарушается Положение об обеспечении жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, утверждённое постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 апреля 2006 года № 141-А и Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
При подготовке дела к судебному разбирательству на основании определения судьи Салехардского городского суда от 09 июня 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования город Салехард.
В судебном заседании истица К. и её представитель К., действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме, привели доводы и основания иска, дополнив, что факт приобретения истицей жилого помещения не может служить основанием для отказа в возмещении ей компенсации на погашение ипотечного кредита в счёт приобретения квартиры, поскольку право на предоставление субсидии она не утратила.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования г. Салехард Б., действующий по доверенности, требования иска не признал, пояснив, что при очередной перерегистрации выяснилось, что К. приобрела жилое помещение, то есть за счёт собственных средств улучшила свои жилищные условия, поэтому на основании распоряжения № 899-р от 07 июля 2011 года она была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с положениями ст. 57 Жилищного кодекса РФ основным условием для предоставления жилого помещения является постановка гражданина на учёт нуждающихся в жилых помещениях, однако К. на таком учёте в органе местного самоуправления не состоит, в связи с чем, полагал требования иска не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа Ч., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что жильём за счёт средств федерального бюджета обеспечиваются инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до 01 января 2005 года. Управлением жилищной политики Администрации муниципального образования г. Салехард в результате перерегистрации было выявлено, что истицей приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м, в том числе жилой площадью 16 кв.м, в которой К. проживает одна, следовательно, обеспеченность К. жилой площадью на одного члена семьи более учетной нормы жилого помещения. В связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении распоряжением Главы города Салехард № 899-р от 07 июля 2011 года К. была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поэтому она утратила основания, дающие право на участие в реализации мероприятий по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.
Заслушав объяснения истицы, её представителя, представителей ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что истица К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы, инвалид с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается медицинским заключением, справкой серии МСЭ-2004 № 0908197 от 25 ноября 2004 года и копией пенсионного удостоверения № 1013.
Ранее К. состояла в Едином списке ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года в Администрации муниципального образования город Салехард и по Ямало-Ненецкому автономному округу, по дате постановки на учёт - 12 апреля 2001 года.
Письмом от 27 февраля 2008 года Агентства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа К. сообщалось о её праве претендовать в порядке очерёдности на получение жилищной субсидии в 2008 году, за счёт средств федерального бюджета, для приобретения (строительства) жилья, в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», аналогичное письмо направлялось в её адрес 26 февраля 2009 года.
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 72 Конституции Российской Федерации провозглашено, что вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьёй 29 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» установлено, что инвалиды относятся к категориям граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
В целях реализации полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счёт средств федерального бюджета, переданных Российской Федерацией Ямало-Ненецкому автономному округу, Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа 06 апреля 2006 года № 141-А утверждено Положение об обеспечении жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета (далее - Положение об обеспечении жильём инвалидов), которое определяет порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем данной категории граждан.
Согласно пункта 1.2. Положения об обеспечении жильём инвалидов предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан осуществляется путём предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Ямало-Ненецкого автономного округа либо за его пределами за счёт средств федерального бюджета, передаваемых в окружной бюджет. В рамках названного Положения, в случае недостаточности средств федерального бюджета, выделенных на реализацию государственных полномочий, допускается расходование средств окружного бюджета на указанные цели. Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильём граждан за счёт средств окружного бюджета осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением.
При этом, как установлено в пункте 1.3. этого Положения, право на получение социальных выплат имеют категории граждан, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а именно, вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Пунктами 2.1., 2.2., 2.6., 2.7., 2.10 Положения об обеспечении жильём инвалидов установлено, что извлечения указанных в пункте 1.3. настоящего Положения категорий граждан из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий формируют органы местного самоуправления и направляют указанные извлечения из списков в срок до 1 октября в Департамент строительства и жилищной политики автономного округа, который в свою очередь в срок до 15 ноября текущего года формирует Единый список по автономному округу ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета (далее - Единый список), в порядке, установленном ст. 31 Закона автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе». Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) ежегодно при наличии оснований представляют в Департамент строительства и жилищной политики изменения и дополнения в извлечения из списков в порядке, с указанием дополнительной информации в случае снятия с учёта: дата снятия с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; причина снятия с учёта нуждающихся (например, улучшение жилищных условий).
Судом установлено, что 20 ноября 2009 года К. заключила с Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) кредитный договор № 31031, по условиям которого банк предоставил заёмщику К. ипотечный кредит в сумме 1 800 000 рублей под 14,75% годовых на срок по 19 ноября 2039 года, на приобретение квартиры по адресу: <адрес>.
01 декабря 2009 года в Управлении федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономному округам зарегистрировано право собственности К. на жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м, жилой площадью 16 кв.м, приобретённое ею по договору купли-продажи квартиры от 20 ноября 2009 года, что также следует из выписки от 15 июня 2012 года из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно справки № 8100/Р, с 15 декабря 2009 года К. зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства.
Таким образом, истица самостоятельно улучшила свои жилищные условия.
В соответствии со ст. 12 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» органы местного самоуправления ежегодно в срок с 1 января по 1 апреля проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В ходе перерегистрации гражданин обязан представить в орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, и п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основываясь на приведённых правовых нормах, 07 июля 2011 года Администрацией муниципального образования г. Салехард издано распоряжение № 899-р о снятии К. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. По указанной причине в Единый список ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 01 января 2005 года в Администрации муниципального образования г. Салехард по состоянию на 01 сентября 2011 года К. не была включена.
При этом, как установлено в пункте 1.3. Положения об обеспечении жильём инвалидов, право на получение социальных выплат имеют категории граждан, установленные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающиеся в улучшении жилищных условий, а именно, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
При этом, реализация на территории автономного округа государственных полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном фонде компенсаций и передаваемых в окружной бюджет в виде субвенций на указанные цели. Допускается софинансирование мероприятий по обеспечению жильем данной категорий граждан, за счет средств окружного бюджета (ст. 30).
При рассмотрении настоящего гражданского дела суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, отражённую в определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О «По жалобе гражданина Кудряшова Ю.А. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 ч. 1 ст. 14, частей 2 и 3 ст. 49, п. 4 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой, реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства, а именно: согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для обеспечения граждан жилым помещением.
Из анализа приведённых правовых норм следует, что для предоставления гражданам, имеющим инвалидность, социальной выплаты на приобретение жилья необходимо одновременно соблюдение нескольких обязательных условий: наличие статуса инвалида, постановка гражданина на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то есть для подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, и постановка на такой учёт до 01 января 2005 года.
Между тем, при рассмотрении данного гражданского дела установлено, что К. в настоящее время на таком учёте в Администрации муниципального образования г. Салехард не состоит, поскольку она была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по причине утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с приобретением ею в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, в силу закона правовые основания для включения К. в Единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильём за счет средств федерального бюджета - отсутствуют.
Более того, в статьях 33 и 36 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», перечислены формы обеспечения жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов - граждане, включенные в Единый список, обеспечиваются жилыми помещениями следующим образом: путём предоставления жилых помещений по договору социального найма; путём предоставления социальных выплат (единовременных денежных выплат) на приобретение или строительство жилья на территории автономного округа либо за пределами автономного округа. Социальные выплаты (единовременные денежные выплаты) на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются в безналичной форме путём перечисления средств на счёт продавцов или застройщиков согласно заключенным получателями социальных выплат (единовременных денежных выплат) договорам на приобретение или строительство жилья.
Согласно пунктов 3.1., 3.3. и 3.17 Положения об обеспечении жильём инвалидов, категориям граждан, включенным в Единый список, социальные выплаты предоставляются в порядке очередности. Социальные выплаты носят целевой характер и могут быть использованы гражданами на следующие цели: приобретение жилого помещения, в том числе: финансирование строительства жилого помещения по договору об участии в долевом строительстве жилья или уступки права требования (допускается финансирование строительства по договору об участии в долевом строительстве жилья, заключенному до получения свидетельства); допускается приобретение гражданами доли в праве общей собственности на жилое помещение. Социальные выплаты предоставляются в безналичной форме путём перечисления денежных средств продавцам (застройщикам) жилья согласно заключенным договорам на приобретение жилья, на основании правового акта Департамента строительства и жилищной политики, издаваемого в форме приказа.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что перечисленные в Законе Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО и в Положении об обеспечении жильём инвалидов формы обеспечения жильём инвалидов имеют исчерпывающий перечень и расширительному токованию не подлежат, а предоставляемые социальные выплаты носят исключительно целевой характер, и направление указанных социальных выплат на погашение задолженности по договору ипотечного кредитования ни федеральным ни региональным законодательством не предусмотрено.
Учитывая изложенное, а также исходя из вышеприведённой позиции Конституционного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований К. в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования К. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации муниципального образования город Салехард, Управлению жилищной политики Администрации муниципального образования город Салехард о признании права на предоставление жилищной субсидии, включении в Единый список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2012 год и перечислении субсидии согласно кредитного договора, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2012 года.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина