Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 июня 2012 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование требований иска указал, что прокуратурой по заявлению ФИО1 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот. Мать, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением ФИО9 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объявлен умершим ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 на первоначальном учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как нуждающаяся в жилых помещениях состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Истица в установленном порядке признана малоимущей, собственником жилого помещения, членом семьи собственника жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, в связи с чем, Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 665-р принята на учет в качестве нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена с список вне очередников, малоимущих граждан нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма в <адрес>.
Жилья в собственности либо на условиях договора социального найма не имеет. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 351 опекуном ФИО1 назначен ФИО5 На данный момент проживает по адресу: <адрес> Восточный <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истица достигла совершеннолетнего возраста, таким образом, право на внеочередное получение жилья у ФИО1 возникло в 2009 году, однако до настоящего временим жилое помещение истцу предоставлено не было.
В судебном заседании процессуальный истец, помощник прокурора <адрес> ФИО6 на исковых требованиях настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец ФИО1, в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО ФИО7, действующий на основании доверенности, в удовлетворении иска прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Правительству ЯНАО просил отказать.
Заслушав объяснения помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО3 решением ФИО10 районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ объявлен умершим ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 обратилась к прокурору <адрес> с заявлением о защите ее жилищных прав и обращении в ее интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес>.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО1 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год на территории <адрес>.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На данный момент собственного и закрепленного жилья, ФИО1 не имеет.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрела право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 01 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 01 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, она выразила волю на обращение в ее интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес>, во внеочередном порядке.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в феврале 2012 года.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
Свои доводы представитель ответчика ФИО11 мотивирует тем, что в настоящее время в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, и в случае удовлетворения иска необходимо будет подготовить и направить на утверждение в Правительство ЯНАО проект постановления о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для приобретения жилого помещения в соответствии с решением суда; затем принять указанное постановление и довести выделенные бюджетные ассигнования до главного распорядителя средств окружного бюджета - департамента строительства и жилищной политики ЯНАО; далее, разместить государственный заказ на приобретение в собственность автономного округа жилого помещения, зарегистрировать и оформить право собственности автономного округа на приобретенное жилое помещение в собственность государственного жилищного фонда, а затем заключить договор социального найма с ФИО1
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные в решении суда действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит, что заявленный ответчиком срок исполнения решения суда 4 месяца, является разумным и отвечающим интересам истца, поэтому суд определяет срок исполнения решения суда - 4 месяца.
Также вопросы об отсрочке исполнения решения суда могут быть рассмотрены по инициативе лиц, участвующих в деле, либо судебного пристава-исполнителя, по правилам статей 203 и 434 ГПК РФ, в порядке исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Правительству <адрес> о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство <адрес> предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.
Предоставить Правительству <адрес> отсрочку исполнения решения суда сроком на 4 месяца
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 30 дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 02 июля 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков