Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
дело № 2-1055\2012
26 июня 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи: Лисиекнова К.В.
при секретаре: Тимошенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, самостоятельными требованиями ФИО1 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма, самостоятельными требованиями третьего лица ФИО4 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ей и членам ее семьи отдельного жилого помещения по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации МО <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении его жилищных прав. На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом № 11 по <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания. Квартира № 1 <адрес> является муниципальной собственностью, ФИО1 является нанимателем данного жилого помещения на условиях договора социального найма. До настоящего времени Администрацией МО <адрес> не исполнены обязательства по переселению и предоставлению ФИО1 жилого помещения на условиях договора социального найма. <адрес>.11 по <адрес> составляет 45,3 кв.м., следовательно, при переселении из аварийного жилья, ФИО1 должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45,3 кв.м.
Истец ФИО1 обратился в суд с уточненными исковыми требованием к администрации МО <адрес> о предоставлении отдельного жилого благоустроенного помещения. В обоснование уточненных исковых требований ответчик указал, что его сестра ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с ФИО3. На данный момент у нее семья, состоящая из трех человек. Совместное проживание в квартире состоящей из двух семей невозможно. При предъявлении уточненных требований от требований прокурора <адрес>, заявленных в его интересах не отказался.
Третье лицо ФИО4 обратилась в суд с самостоятельными исковыми требованиями к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ей и членам ее семьи отдельного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 64 кв.м., мотивировав свои требования тем, что у нее своя самостоятельная семья не имеющая никакого отношения к ее брату ФИО1
Истец ФИО1 настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований, при этом от требований, заявленных в его пользу прокурором <адрес> не отказался. Дополнительно суду пояснил, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит.
Третье лицо заявляющие самостоятельные требования на предмет спора ФИО4, настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Дополнительно суду пояснила, что в жилом помещении ФИО1 зарегистрирована она и ее дочь ФИО5 В настоящее время ФИО5 имеет в собственности однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>, но с регистрационного учета по месту жительства ее брата кв. № 1 <адрес> не снялась. Ее муж ФИО3 зарегистрирован у дочери по адресу: <адрес>. ее сын ФИО8 зарегистрирован по месту жительства ее матери по адресу: <адрес>. Ни она, ни члены ее семьи не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора ФИО5 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в адрес суда ходатайство с просьбой о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие, в котором также указала, что при рассмотрении спора по существу, принадлежащие ей права на жилое помещение просила разрешить в пользу ее матери ФИО4
Представитель ответчика администрации МО <адрес> ФИО9, действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований прокурора возражал, поскольку фактически истец ФИО1 заявив самостоятельные требования о предоставлении ему отдельного жилого помещения фактически отказался от исковых требований, заявленных в его интересах прокурором <адрес>. Никто из лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. <адрес> решением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, в настоящее время готовиться распоряжение администрации о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу. Со стороны администрации было обращение в адрес Губернатора ЯНАО, о резервировании квартир в строящемся доме по <адрес> для переселения жильцов из <адрес> в связи со сносом данного дома, и при завершении строительства данного дома в 2012 году все жильцы будут переселены. В удовлетворении требований ФИО1 и ФИО4о предоставлении каждому по отдельной квартире просил отказать, в связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством им может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения только жилое помещение равнозначное по общей площади. Согласно долгосрочной муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 162, многоквартирный дом № 11 по <адрес> включен в перечень домов, подлежащих расселению в 2011 году, однако данная программа является лишь планом работы и ее выполнение зависит от финансирования.
В судебном заседании прокурор ФИО10 на удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором <адрес> в интересах ФИО1 настаивал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что фактически ФИО1 не отказался от заявленных требований прокурора <адрес> в его интересах, а уточнил исковые требования по своему усмотрению. В удовлетворении уточненных исковых требований ФИО1 и самостоятельных требований ФИО4 просил отказать, поскольку им может быть предоставленное только жилое помещение равнозначное по площади, так как они не стоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав объяснения участвующих в деле сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Поскольку ФИО1 заявляя требования о предоставлении ему отдельного жилого помещения не отказался от заявленных в его интересах требований прокурора <адрес> о предоставлении жилого помещения аналогичного по общей площади занимаемого им, прокурор от заявленных требований в интересах ФИО1, позиция которого по существу рассматриваемого спора отлична от позиции, изложенной прокурором в поданном им исковом заявлении в интересах ФИО14, то в соответствии с положениями ч.2 ст.45 ГПК РФ суд должен рассмотреть настоящее дело по существу и принять решение по всем заявленным участвующими в деле сторонами требовнаиям.
ФИО1, согласно договора социального найма жилого помещения №1086 от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем <адрес>. В качестве членов семьи согласно сведений о регистрации по месту жительства в <адрес>.11 по <адрес> зарегистрированы его сестра ФИО4с. и племянница ФИО5 Согласно сведений указанных в техническом паспорте <адрес>.11 по <адрес> является трехкомнатной квартирой общей площадью 46,1 кв.м., жилой 32,1 кв.м.
Как следует из материалов дела, ФИО1 обратился в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении его жилищный прав.
Межведомственная комиссия ДД.ММ.ГГГГ признала многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес> непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес> признани аварийным и подлежащим сносу. Распоряжение администрации МО <адрес> о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу до настоящего времени не издано.
Согласно долгосрочной муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания» на 2011 – 2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 162, многоквартирный дом № 11 по <адрес> включен в перечень домов, подлежащих расселению в 2011 году. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО <адрес> в адрес Губернатора ЯНАО направлены сведения о необходимости переселения и резервирования квартир в строящихся объектах многоквартирных домах <адрес> для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, среди которых указаны все жильцы <адрес>, включая и истцов.
До настоящего времени Администрация МО <адрес> не исполнены обязательства по переселению и предоставлению ФИО1 и членам его семьи жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно свидетельства о регистрации брака ФИО3 вступил в брак с ФИО14 (ФИО15) Е.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Дочь ФИО4 – ФИО5 согласно свидетельства о государственной регистрации права является собственником однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно сведений о регистрации ФИО3 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Сын ФИО4 – ФИО8зарегистрирован по адресу: <адрес>. Согласно свидетельства о регистрации брака ФИО8 зарегистрировал брак с ФИО11
Ст.86 ЖК РФ определяет, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Ст.89 ч.1 ЖК РФ устанавливает, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», указанных в п.37. по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Суду следует проверить, отвечает ли предоставляемое выселяемым гражданам жилое помещение уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, принимая во внимание прежде всего уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населенном пункте, не будут ли ухудшены жилищные условия выселяемых в него граждан. При этом неблагоустроенность жилого помещения, из которого выселяется гражданин, и (или) отсутствие в нем коммунальных удобств не являются основанием для предоставления ему жилого помещения, не отвечающего требованиям статьи 89 ЖК РФ.
Необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ).
Судом установлено, что многоквартирный дом в котором проживает в кв. ФИО1, ФИО4, зарегистрирована ФИО5 решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признана аварийным и подлежащим сносу. Бездействие Администрации МО <адрес> о не издании соответствующего распоряжения о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу нарушает права и законные интересы лиц, проживающих в данном доме, на безопасное для жизни и здоровья проживание в нем, соответственно и нарушает гарантированное ст.40 Конституции РФ право на жилище. В связи с чем ФИО1 и зарегистрированным с ним в качестве членов его семьи в <адрес>.11 по <адрес> с учетом того положения, что никто из указанных лиц не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования <адрес> в черте <адрес>, общей площадью не менее равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть 46,1 квадратных метров, и требования прокурора <адрес> в данной части подлежащими удовлетворению.
Требования ФИО12 о предоставлении ему отдельного жилого помещения, и требования ФИО4 о предоставлении ей отдельного жилого помещения с учетом ее четырех членов семьи, общей площадью не менее 64 кв.м., не подлежат удовлетворению, поскольку в <адрес>.11 по <адрес> зарегистрированы только ФИО1, ФИО4 и ФИО5, никто из указанных лиц на учете не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем им в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может быть предоставлено только жилое помещение не менее равнозначной по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть согласно требований заявленных прокурором <адрес> в интересах ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1 и членам его семьи ФИО4, ФИО5 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования <адрес> в черте <адрес>, общей площадью не менее 46,1 квадратных метров.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ему отдельного жилого помещения по договору социального найма, отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации муниципального образования <адрес> о предоставлении ей и членам ее семьи отдельного жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено в течении пяти дней 03 июля 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков