Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-1275/2012
04 июля 2012 года Салехардский городской суд в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Тазовского района в интересах ФИО3 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тазовского района в интересах ФИО3 обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований иска указал, что прокуратурой по заявлению ФИО3 проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот. Мать, ФИО1 решением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ году; отец ФИО2 умер в 1991 году, место смерти неизвестно. ФИО3 состоит на учете лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также как нуждающийся в жилых помещениях состоит с ДД.ММ.ГГГГ. Истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилого помещения, жилыми помещениями вне очереди на территории <адрес> он не обеспечивался. Жилья в собственности либо на условиях договора социального найма не имеет. По приговору Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 отбыл наказание в местах лишения свободы, в настоящее время он вернулся из учреждения исполняющего наказание в виде лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ году истец достиг совершеннолетнего возраста, таким образом, право на внеочередное получение жилья у ФИО3 возникло в 2006 году, однако до настоящего времени жилое помещение истцу предоставлено не было. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард ФИО6, действующая по поручению прокурора Тазовского района, на требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Возражала против установления срока исполнения решения на 4 месяца, пояснив, что указанные вопросы могут решаться в порядке исполнительного производства.
Представитель ответчика Правительства <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ФИО3 принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включен органом местного самоуправления в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по муниципальному образованию на 2012 год. На основании списка органа местного самоуправления, ФИО3 дополнительно включён в Список № ДД.ММ.ГГГГ год. Преимущественных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очередности истец не имеет, и подлежит обеспечению жилым помещением в установленном законом порядке, по мере наступления очередности среди внеочередников. Каких-либо нарушений жилищных прав ФИО3 со стороны Правительства ЯНАО не допущено. В случае принятия судом решения об удовлетворении иска прокурора и возложении на Правительство ЯНАО обязанности предоставить ФИО3 жилого помещения по договору социального найма, просил суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, установить срок 4 месяца, необходимый для совершения Правительством ЯНАО и уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа действий по исполнению решения суда, так как на сегодняшний день в жилищном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа отсутствуют свободные жилые помещения необходимой площади, что подтверждается письмом Департамента имущественных отношений ЯНАО от 24.02.2012 года.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители ФИО1 решением Тазовского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, умерла ДД.ММ.ГГГГ году; ФИО2 умер в 1991 году, место смерти неизвестно.
ФИО3 обратился к прокурору Тазовского района с заявлением о защите его жилищных прав и обращении в его интересах в суд с исковым заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории Тазовского района.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждено, что ФИО3 состоит в списке детей-сирот, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 собственного и закрепленного жилья не имеет, зарегистрирован по адресу: Тазовский район с. Антипаюта ул. Буровичков д.10.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО8 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что ФИО3 в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникла в декабре 2011 года.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 01 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 01 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истцу жилого помещения соблюдены: ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включен в список нуждающихся в жилых помещениях, закрепленного и собственного жилья не имеет, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у него возникло в декабре 2011 года, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Более того, согласно заявления ФИО3, предоставленного прокурору, он выразил волю на обращение в его интересах в суд с требованием о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма на территории Тазовского района в с. Антипаюта, во внеочередном порядке.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем возникла в мае 2012 года.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить по договору социального найма ФИО3 благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте п. Антипаюта Тазовского района, общей площадью не менее 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 09 июля 2012 года.
Председательствующий/подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков