Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-2268/2012
05 июля 2012 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Тимошенко С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Ямало-Ненецкого автономного округа о взыскании разницы невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,8
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с исковыми требованиями Военному комиссариату ЯНАО о взыскании разницы невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,8. В обоснование заявленных требований истец указал, что он был принят к ответчику на должность старшего помощника начальника юридического отделения с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора №63/10, о чем издан приказ военного комиссара ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №13. Истец уволен от ответчика по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №79. Трудовым договором №63/10 от ДД.ММ.ГГГГ ему был установлен районный коэффициент в размере 1,7. В соответствии с положениями ст.146,148, 315, 316 ТК РФ оплата труда работникам в районных Крайнего Севера производиться с применение районного коэффициента, размер которого устанавливается Правительством РФ. В соответствии с разделом 2 приложения №6 к Приказу Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №555 к районам, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,8 отнесен ЯНАО, районы расположенные севернее Полярного круга. Данный коэффициент согласно положений ст.10 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных гарантиях и компенсациях, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» начисляется на весь фактический заработок, без ограничения его максимального размера. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №216 установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядке его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти ССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством РФ применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживающих в указанных районах и местностях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также действовавший на указанную дату порядок из применения. Ст.2 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №89-ЗАО установлен единый районный коэффициент к заработной плате работникам организаций, финансируемых за счет средств окружного бюджета, расположенных на территории автономного округа в населенных пунктах севернее Полярного круга в размере 1,8, южнее – 1,7, согласно приложению к закону, а также исходя из Постановления Государственной Думы ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №652 «Об утверждении Перечня административно-территориальных единиц ЯНАО, расположенных относительно Полярного круга» г. Салехард расположен севернее Полярного круга. В связи с отсутствием в федеральном законодательстве сведений о расположении г. Салехард севернее Полярного круга считает подлежащими применения в данной части Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №89-ЗАО и Постановления Государственной Думы ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №652. Судебными решениями по аналогичным искам Екатеринбургского гарнизонного военного суда в отношении военнослужащих по делам от ДД.ММ.ГГГГ №2-190/2012, от ДД.ММ.ГГГГ №2-146/2012, от ДД.ММ.ГГГГ №2-862/2012 установлены данные обстоятельства. В связи с чем считает, что в период его работы у ответчика при расчете его заработной платы должен был применяться районный коэффициент в размере 1,8, а не 1,7, в связи с чем просит взыскать разницу невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента за период его работы у ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 958 рублей 53 копейки.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности ответчика, возражал против удовлетворения исковых требований считая, что в рассматриваемом споре не подлежат применению положения Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №89-ЗАО и Постановления Государственной Думы ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №652, поскольку распространяются на работников, финансируемых из средств окружного бюджета, в то время как оплата труда истца и в целом военного комиссариата ЯНАО финансируется исключительно из средств федерального бюджета. В соответствии с положениями ст.86 Бюджетного Кодекса РФ, если выплаты районного коэффициента в повышенном размере, по решению субъекта РФ, повлекут увеличение расходов федерального бюджета, то без компенсации со стороны органа, принявшего такое решение, это недопустимо. Принятие решения по настоящему делу не связано с принятыми решениями Екатеринбургского гарнизонного военного суда, поскольку в них принимали участие иные лица. Расчет подлежащих взысканию сумм, произведенных истцом ответчиком не оспаривался.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
Истец был принят к ответчику на должность старшего помощника начальника юридического отделения с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора №63/10, о чем издан приказ военного комиссара ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №13. п.4.1.2 трудового договора истцу установлен районный коэффициент в размере 1,7.
Истец уволен от ответчика по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №79.
Ст.315 ТК РФ определяет, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Ст.316 ТК РФ определяет, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения о определении размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации содержаться в ст.10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Ст.316 ТК РФ также определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Ст.423 ТК РФ устанавливает, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (вместе с "Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений") Минобороны РФ предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ утвердить порядок оплаты труда в учреждения, где предусмотрена военная службы.
Порядок оплаты труда гражданского персонала воинских частей регулируется Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 583" (вместе с "Положением о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации", "Порядком формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
П.54 "Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций вооруженных сил Российской Федерации" определяет, что К заработной плате гражданского персонала воинских частей, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. К заработной плате гражданского персонала воинских частей могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Размеры районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала воинских частей, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение N 6 к Положению). При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.
Разделом 2 Приложения 6 к указанному Положению определено, что к районам, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,80 относиться Ямало-Ненецкий автономный округ - районы, расположенные севернее Полярного круга. Раздел 3 определяет, районы, где к заработной плате гражданского персонала применяется коэффициент 1,70, которым относиться Ямало-Ненецкий автономный округ - районы, расположенные южнее Полярного круга.
Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ст.5 п.2 п.п. «л» определено, что к полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с другими отнесено установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Уставом (основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа, принятым Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 декабря 1998 года п. 11 ст. 41 определено, что законом автономного округа устанавливается административно-территориальное устройство автономного округа и порядок его изменения.
Из указанного следует, что Российская Федерация делегировала полномочия законодательным (представительным) органов государственной власти субъекта РФ, включая Государственную Думу РФ, по установлению административно-территориального устройства субъекта и порядок его изменения.
Таким образом, работодатели при применении норм трудового права в части применения районных коэффициентов к заработной плате должны руководствоваться границами населенных пунктов, которые определены соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта РФ. В связи с изложенным доводы представителя ответчика в данной части о невозможности применения нормативных актов субъектов РФ определяющих границы населенных пунктов субъекта и их относительное расположение относительно Полярного круга, поскольку они не распространяются в отношении работников, финансируемых за счет средств федерального бюджета, являются не состоятельными, данными правовыми актами не регулируется порядок оплаты труда работников, а лишь определены границы населенных пунктов и их относительное расположение относительно Полярного круга.
Постановлением Государственной Думы ЯНАО от 26.04.2002 N 652 "Об утверждении Перечня административно - территориальных единиц Ямало - Ненецкого автономного округа, расположенных относительно Полярного круга" утвержден Перечень административно - территориальных единиц Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенных относительно Полярного круга, в частности севернее Полярного круга (66° 33' 40" северной широты) расположен г. Салехард.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что при начислении заработной платы истцу, работающему в г. Салехарде, ответчик применяя положения приведенного выше приказа Минобороны РФ №555 и определения размера районного коэффициента должен был применять коэффициент 1,8, поскольку согласно указанного выше Постановления Государственной Думы ЯНАО №652 г. Салехард расположен севернее Полярного круга и требования истца в части взыскания разницы невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,8 за период с 27.01.2010 года по 13.06.2012года в сумме 19 958 рублей 53 копейки, с учетом того, что расчет подлежащих взысканию сумм ответчиком не оспаривался подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа в пользу ФИО1 разницу невыплаченной заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,8 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19 958 рублей 53 копейки.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна судья К.В. Лисиенков