Решение по гражданскому делу №2-1366/2012 о предоставлении субсидии на приобретение (строительство) жилья



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 июля 2012 года                              г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Паршукова А.В.,

при секретаре                     Л.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Ямальского района, действующего в интересах В., к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ямальского района в интересах В. обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения на условиях договора социального найма, мотивировав требования тем, что истец является лицом из числа детей-сирот, собственного и закреплённого жилья не имеет, потребность в обеспечении жильем возникла 01.01.2012 года. Таким образом, истец в силу своего статуса приобрел право на обеспечение жильём по установленным законом формам, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Впоследствии уточнил требования. Просил обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение с учётом несовершеннолетнего члена семьи площадью не менее 51 кв.м. на территории <адрес>.

Решением Салехардского городского суда от 16.05.2012 года иск прокурора <адрес>, действующего в интересах В., о возложении обязанности на Правительство ЯНАО предоставить В. и несовершеннолетнему члену её семьи В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в селе <адрес> ЯНАО общей площадью не менее 42 кв.м. Решение суда вступило в законную силу.

Определением Салехардского городского суда от 02.07.2012 года указанное решение отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с поступившим заявлением В. с просьбой о выделении ей жилищной субсидии в рамках мероприятий по обеспечению жильем детей-срот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилья, датированное ДД.ММ.ГГГГ, то есть после вынесения решения суда, а также в связи с изменением состава семьи в результате смерти В. (свидетельство о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ).

В судебное заседание прокурор Ямальского района не явился, просил рассмотреть дело с участием представителя прокуратуры г. Салехарда.

Истец В., извещённая о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.

Помощник прокурора г. Салехарда М., на удовлетворении исковых требований настаивала. Суду пояснила, что в связи с тем, что несовершеннолетний член семьи истца умер, что подтверждается свидетельством о смерти, а также, поскольку имеется заявление истца В. о предоставлении ей социальной выплаты, таким образом истцу В. должна быть предоставлена жилищная субсидия на приобретение (строительство) жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м.

Представитель ответчика К., действующий на основании доверенности, против иска не возражал, указал о готовности предоставления социальной выплаты истцу из расчёта её размера на состав семьи из одного человека.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец В. является лицом из числа детей-сирот. Жилых помещений в собственности или по договору социального найма не имеет.

В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2012 год, однако фактически к моменту рассмотрения дела жильём не обеспечена.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, истец собственного и закрепленного жилья не имеет, следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.

В соответствии с п. 2 ч. 2 и ч. 5 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов РФ. Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.

Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа. В случаях, установленных постановлением Правительства автономного округа, указанным в пункте 2 части 1 настоящей статьи категориям граждан предоставляются социальные выплаты на приобретение жилых помещений. Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а также их размер устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.

Из материалов дела следует, что от истца В. поступило заявление о предоставлении ей социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья на территории <адрес> на состав семьи из одного человека.

Из системного толкования приведённых выше положений законодательства следует, что право истца на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, и может быть реализовано по одной из установленных законодательством форм. В том числе, путём предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Обстоятельств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения во внеочередном порядке не установлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить В. жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метров на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 13 июля 2012 года.

Судья          А.В. Паршуков