№ 2-1335/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
16 августа 2012 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Долматова М.В.,
при секретаре судебного заседания: Уткиной Н.А.,
с участием прокурора Мосиявич О.В.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО1 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования г. Салехард обратилась в суд с иском к ФИО2 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, определении стоимости жилого помещения, мотивировав требования тем, что в соответствии с распоряжением Главы Города дом № 598-р от 11 июня 2010 года <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, также было издано распоряжение № 106-р от 31.01.2011 года «об изъятии земельного участка», на котором расположен указанный дом. <адрес> данного дома принадлежит на праве собственности ФИО3. Администрацией города 15 февраля 2012 года ответчику было направлено письмо с предложением, произвести оценку спорного жилого помещения и предоставить в управление жилищной политики Администрации города необходимые для заключения соглашения о выкупе жилого помещения документы, однако до настоящего момента указанные выше документы в управление жилищной политики администрации МО г. Салехард не поступили.
Представитель истца Пропащев Е.В., действующий по доверенности, в судебном заседании, исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, по последнему известному месту жительства, в связи с чем с согласия представителя истца, дело полежит рассмотрению в порядке заочного производства.
Прокурор Мосиявич О.В. дала заключение по делу о том, что поскольку между собственником жилого помещения и администрацией МО г. Салехард не достигнуто соглашение о выкупе жилого помещения, должно быть заключено в судебном порядке и требования истца подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения представителя истца, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из свидетельства о государственной регистрации права № 89 АА 149251 от 17 апреля 2012 года следует, что ФИО5 является собственником двухкомнатной квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 6).
Согласно справки о регистрации № 3800 от 19 июня 2012 года, ФИО6 с 14.10.1994 года зарегистрирован в <адрес>, по настоящее время.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Статья 131 Гражданского кодекса РФ определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статья 5 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ устанавливает, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны
На основании распоряжения администрации муниципального образования г. Салехард от 11.06.2010 г. № 598-р <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 7).
15.02.2012 года исх. № 17-05/64 Администрация МО г. Салехард направила ФИО7 уведомление о том, что на основании указанного выше распоряжения от 11.06.2010 г. № 598-р ФИО8 признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с п.10 ст.32 ЖК РФ ФИО9 как собственнику жилого помещения <адрес>, предъявлено требование в течение 6 месяцев с момента получения настоящего письма произвести собственными силами и за счет собственных средств снос жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника данного многоквартирного дома. В случае невыполнения данных требований администрация МО г. Салехард будет вынуждена принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен <адрес>, об изъятии из собственности <адрес> собственником которой он является, что будет являться основанием для заключения соглашения о выкупе жилого помещения или предъявления иска о понуждении к заключению данного соглашения о выкупе жилого помещения. В данном письме также отражено, что урегулирования возникающих вопросов, ФИО10 необходимо обратиться в управление жилищной политики Администрации МО г. Салехард.
В связи с неполучением ответа на указанное выше требование администрации МО г. Салехард, Администрация МО г. Салехард издала распоряжение №81-р от 26.01.2011 года «об изъятии земельного участка», на котором расположен <адрес> и 31.01.2011 года Администрации МО г. Салехард издано распоряжение №106-р «Об изъятии жилого помещения», согласно которого <адрес>, которая согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, принадлежит ФИО11 подлежит изъятию путем выкупа для нужд муниципального образования г. Салехард.
До момента подачи в суд искового заявления к ФИО12 последний каких либо документов в Администрацию МО г. Салехард, необходимых для заключения соглашения о выкупе жилого помещения не предоставил.
На основании ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа на основании ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 9 названной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:
а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);
в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);
г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;
д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;
е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);
ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;
з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ);
и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Судом установлено, что процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, органом местного самоуправления, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, более конкретизированных в приведенном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, были полностью соблюдены. В связи с изложенным требования Администрации МО г. Салехарда к ФИО13 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения подлежат удовлетворению. Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права ФИО14 является собственником <адрес>, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о понуждении ФИО15 к заключению соглашения о выкупе изымаемого жилого помещения <адрес>.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации. В связи, с чем подлежит прекращению право собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>
На основании частей 1 и 2 ст. 28.2 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Администрации автономного округа или органа местного самоуправления, принявших решение о сносе жилого помещения, уплатить выкупную цену за жилое помещение, подлежащее сносу.
Рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего сносу, определяется в соответствии с отчётом независимого оценщика об оценке выкупаемого жилого помещения.
Из имеющегося в материалах дела отчёта об оценке рыночной стоимости жилого помещения – <адрес>, выполненного Торгово-промышленной палатой ЯНАО, следует, что обоснованная рыночная стоимость данного жилого помещения равна 1 200 000 рублей.
Оснований не доверять указанному отчету у суда не имеется, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, оценка произведена по факту стоимости жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд находит денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение в размере 1 200 000 рублей равноценной и соответствующим интересам собственника. В связи с изложенным суд возлагает на Администрацию МО г. Салехард выплатить ФИО16 денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> в сумме 1 200 000 рублей.
Прекращение право собственности ФИО17 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, предусматривает, в том числе и прекращение право пользования данным жилым помещением, в связи с чем требования Администрации муниципального образования г. Салехард к ФИО18 о снятии его с регистрационного учета по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований. В соответствии со ст.333.36 п.19 Налогового кодекса РФ истец по первоначальному иску Администрация муниципального образования г. Салехарда была освобождена от уплаты государственной пошлины. Поэтому государственная пошлина в размере 4000 рублей подлежит взыскании с ФИО19 в доход государства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального образования город Салехард к ФИО20 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения, прекращении права собственности на жилое помещение, определении стоимости жилого помещения, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО21 на жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрация МО г. Салехард выплатить ФИО22 денежную компенсацию на изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес> в сумме 1 200 000 рублей.
Снять ФИО23 с регистрационного учёта по адресу: <адрес>
Взыскать с ФИО24 государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Ответчик вправе подать в Салехардский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Стороны могут обжаловать решение в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме принято судом 21 августа 2012 года.
Председательствующий /подпись/
Копия верна:
Судья М.В. Долматов