решение по иску Ного Ирины Владимировны к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального н



Дело № 2-1082/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Салехардский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева Д. В. с участием

представителя истца – ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

ответчика – представителя Правительства <адрес> и Департамента строительства и жилищной политики <адрес> ФИО2 по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ № 1402-28/4 и от ДД.ММ.ГГГГ № 80-Д

третьего лица – ФИО3

третьего лица – представителя Администрации муниципального образования <адрес> ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 22

при секретаре ФИО6

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> и Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма в черте <адрес> общей площадью не менее 72 кв. м. как лицу из числа коренных малочисленных народов Севера.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> и Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма в черте <адрес> общей площадью не менее 72 кв. м.

В обоснование указано, что ФИО7 является лицом из числа коренных малочисленных народов Севера, состоит на учёте лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Членами семьи истицы являются ФИО3 (муж), ФИО8 (сын) и ФИО9 (дочь). По этой причине ФИО5 вправе получить жилое помещение по договору социального найма площадью 72 кв. м., рассчитанной исходя из установленной ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>» нормы. Кроме того, семья ФИО5 проживает в квартире № 7 по ул. <адрес>, 2 в городе Салехарде. Это жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, поэтому ФИО5 в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе претендовать на внеочередное предоставление жилья по социальному найму.

Ответчики представили в суд письменное возражение, в которых просили признать Правительство <адрес> ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 105-П органом, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере жилищной политики, является Департамент строительства и жилищной политики <адрес>. Выделение жилых помещений лицам из числа коренных малочисленных народов Севера осуществляется в порядке очерёдности. В настоящее время ФИО5 состоит на учёте под № 288 и получит жильё, когда подойдёт её очередь. Проживание истицы в аварийной квартире не даёт ей права на получение социального жилья за счёт государственного жилищного фонда <адрес> во внеочередном порядке.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал заявленные требования. Он дополнил, что по совокупности норм жилищного законодательства у ФИО5 имеется право на получения жилья в государственном жилищном фонде <адрес> площадью 72 кв. м. (как лицу из числа коренных малочисленных народов Севера) во внеочередном порядке (как лицу, проживающему в аварийном жилье).

Истица ФИО5 (через представителя) просила рассмотреть дело в её отсутствие, так как она находится на лечении в ГБУЗ «Салехардская окружная клиническая больница». Данное ходатайство подлежит удовлетворению.

Представитель ответчиков ФИО2 просил в иске отказать и дал объяснения в соответствии с письменными возражениями. Также он дополнил, что предоставление ФИО5 жилья из государственного жилищного фонда <адрес> необоснованно ограничит права лиц, которые состоят в Списке № 2 раньше истицы.

Третье лицо ФИО3 пояснил, что является мужем истицы. В настоящее время он с женой и двумя детьми проживает в квартире № 7 по ул. <адрес>, 2 в городе Салехарде, которое признано аварийным и подлежащим сносу. В апреле 2012 года Администрацией муниципального образования <адрес> им предлагалась однокомнатная квартира № 131 по <адрес> общей площадью 35,3 кв. м. Они от этого варианта отказались, так как им нужно жильё большей площади. Просил удовлетворить иск в полном объёме.

Представитель Администрации муниципального образования <адрес> Д. Н. считал заявленные требования экономически целесообразными. Он считал возможным удовлетворить иск, так как это решение избавит орган местного самоуправления об обязанности обеспечить ФИО5 жильём (за счёт государственного жилищного фонда <адрес>).

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы иска и возражения ответчика, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>» правом на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют граждане из числа коренных малочисленных народов Севера.

Согласно ч. 2 этой же статьи указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очерёдности (Список № 2 – п. 2 ч. 1 ст. 10 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>»).

ФИО5 является гражданином из числа коренных малочисленных народов Севера. Она состоит в Списке № 2 лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из государственного жилищного фонда <адрес> под № 288 (л.д. 11).

Таким образом, право истицы на получение жилого помещения возникнет при наступлении её очереди. Правовых оснований для возложения на органы государственной власти <адрес> обязанности обеспечить ФИО5 и членов её семьи жильём в настоящее время не имеется.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Доводы истицы о том, что она проживает в аварийном жилье и в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на предоставления жилья во внеочередном прядке, не имеют отношения к рассматриваемому спору.

В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое жилое помещение по социальному найму, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом, принявшим решение о сносе дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма.

Дом № 2 по ул. <адрес> в городе Салехарде признан аварийным и подлежащим сносу по распоряжению Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 980-р (л.д. 6).

Следовательно, обязанность по переселению ФИО5 из аварийного жилья лежит на органах местного самоуправления, а не на органах государственной власти <адрес>.

При этом согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое в таком порядке жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади. Правила о нормах предоставления жилых помещений, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в <адрес>», на эти правоотношения не распространяются.

Также недопустимо по аналогии к настоящему делу применять ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку лицам из числа коренных малочисленных народов Севера предусмотрено предоставление жилых помещений только в порядке очерёдности.

Кроме того, как справедливо отметил ответчик, в случае удовлетворения иска ФИО5 будут необоснованно ущемлены права и законные интересы граждан, состоящих на учёте по «Списку № 2» раньше истицы.

Доводы представителя Администрации муниципального образования <адрес> об экономической целесообразности заявленных требований не основаны на нормах действующего законодательства, поэтому отклоняются.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО5 к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> и Правительству <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма в черте <адрес> общей площадью не менее 72 кв. м. как лицу из числа коренных малочисленных народов Севера оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления через Салехардский городской суд <адрес>.

Судья городского суда Д. В. Яковлев