решение по иску прокурора г. Салехарда Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности обеспечить Мухаметову Б. А. техническими средствами реабилитации.



Дело № 2-1041/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Салехардский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Яковлева Д. В.

с участием прокурора ФИО3

ответчика – представителя Департамента по труду и социальной защите населения <адрес> Грачёвой Е. В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 56

при секретаре ФИО2

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, а именно сиденьем на ванну, ковриком противоскользящим, ступенями к ванне, салфетками нескользящими для посуды.

В обоснование он ссылался на то, что в соответствии с ст. ст. 11 и 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Порядком обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, не входящими в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемый инвалиду, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 325-П, органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны обеспечивать инвалидов такими техническими средствами реабилитации.

Ответчик представил в суд письменное возражение с просьбой отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению Департамента по труду и социальной защите населения <адрес>, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации является добровольно принятым обязательством. По этой причине возлагать его выполнение в принудительном (судебном) порядке недопустимо.

В судебном заседании прокурор ФИО3 поддержал исковые требования и дополнил, что добровольно принятые органами государственной власти <адрес> функции обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации следует расценивать как юридическую обязанность. Моментом возникновения такого права гражданина является день составления индивидуальной программы реабилитации инвалида, а моментом возникновения у ответчика корреспондирующей обязанности – дата поступления к нему заявки на приобретение технических средств реабилитации.

По данному делу моментом возникновения у Департамента по труду и социальной защите населения <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации прокурор ФИО3 просил считать ДД.ММ.ГГГГ, а сроком его добровольного исполнения – оставшийся перио<адрес> года.

Истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещённой о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело без её участия. Данное ходатайство подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика Грачёва Е. В. в судебном заседании пояснила, что заявка на обеспечение ФИО1 техническими средствами реабилитации поступила в Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> лишь ДД.ММ.ГГГГ (по уточнённому списку). Заверила, что указанному инвалиду технические средства реабилитации точно будут приобретены в 2013 года. Возможно, этот вопрос положительно решится и в текущем году (при наличии экономии бюджетных средств, при дополнительном финансировании программы и т. п.).

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы искового заявления и возражений ответчика, заслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 является инвали<адрес> группы, постоянно проживающей в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида, согласно которой ФИО1 полагаются следующие технические средства реабилитации: подгузники взрослые, абсорбирующие простыни, ступени к ванной, коврик противоскользящий, сиденье на ванну, кресло-стул с санитарным оснащением передвижное (на колёсиках), салфетки нескользящие для посуды.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования <адрес> с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, не входящими в федеральный перечень.

Запрошенные инвалидом технические средства реабилитации включены в Уточнённую заявку на 2012 год, который был представлен в Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени ФИО1 перечисленными в исковом заявлении техническими средствами реабилитации не обеспечена.

Изложенные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами (л.д. 7 – 20), не оспариваются сторонами и не вызывают сомнений у суда.

Давая правовую оценку сложившейся ситуации, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

На основании п. 6 ст. 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов Российской Федерации.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 484 – П утверждена долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2011 – 2013 годы», предусматривающая, в том числе, сверхнормативное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Таким образом, органы государственной власти <адрес> добровольно приняли на себя дополнительные обязательства перед этой категорией граждан.

Суд соглашается с доводами прокурора ФИО3 о том, что выполнение даже добровольно принятых на себя функций по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации следует расценивать как юридическую обязанность, а не как право органов публичной власти.

Между тем, постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 325 – П утверждён Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее – Порядок).

Этим правовым актов закреплён механизм обеспечения инвалидов дополнительными техническими средствами реабилитации.

Согласно п. 4.3 Порядка заявки на приобретение технических средств реабилитации предоставляются в Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> в два этапа: до 10 октября – заявки на предстоящий календарный год; до 15 марта – уточнённые заявки на текущий календарный год.

При этом обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации по дополнительным заявкам предполагается только при наличии остатка ассигнований.

Разделами V и VI Порядка установлена последовательность действий Департамента по труду и социальной защите населения <адрес> по закупке и передаче инвалидам запрашиваемых технических средств реабилитации.

Таким образом, действующим законодательством установлен годичный срок для выполнения ответчиком этих социальных обязательств.

Поскольку заявка на обеспечение ФИО1 дополнительными техническими средствами реабилитации поступила в Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то срок для её добровольной реализации истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Такое же мнение было высказано прокурором ФИО3 в судебном заседании.

На сегодняшний же день отсутствует факт нарушения Департаментом по труду и социальной защите населения <адрес> каких-либо норм материального права.

В связи с чем, постанова перед судом вопроса о возложении на ответчика принудительной обеспечить ФИО1 сверхнормативными техническими средствами реабилитация в принудительном порядке является преждевременной.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора <адрес> не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о возложении на Департамент по труду и социальной защите населения <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд <адрес>.

Судья городского суда Д. В. Яковлев