Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело №2-1556/2012
10 сентября 2012 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тазовского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Тазовский районный прокурор, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Правительству ЯНАО о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма.
В обоснование иска указал, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ. Проведенная проверка показала, что закрепленного жилья ФИО1 не имеет, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений на 2012 год. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обучалась на дневном отделении в ФИО14 <адрес>. После окончания учебного заведения вернулась в <адрес>, где проживает у бывшего попечителя ФИО17. Право на жилое помещение ответчиком не реализовано, поскольку жилым помещением ФИО1 не обеспечена. В иске прокурор просил возложить на Правительство ЯНАО обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. в черте <адрес> <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард О.В.Мосиявич, действующая по поручению прокурора г. Надым, поддержала требования и доводы иска. Возражала против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Истец ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. При удовлетворении судом заявленных требований просил суд предоставить отсрочку исполнения решения суда сроком на 4 месяца.
Заслушав объяснения помощника прокурора г. Салехард, представителя ответчика, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а отец ФИО4- ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мэра муниципального образования город Надым и Надымский район № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом установлена опека, опекуном назначена ФИО15 ФИО16 Указанным постановлением за истцом сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что нанимателем квартиры <адрес> является ФИО9
Площадь указанной квартиры составляет <данные изъяты>., в том числе жилая-<данные изъяты>
Вместе с нанимателем право пользования жилым помещением имеет истец ФИО1 и муж нанимателя ФИО10
Следовательно, ФИО1 является нуждающейся в жилых помещениях, представляемых на условиях договора социального найма.
Распоряжением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.ФИО4 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма.
Истица включена ответчиком в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2012 год под номером №
Согласно справки Тазовского филиала ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ и Новоуренгойского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЯНАО № ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в собственности недвижимости на территории ЯНАО не имеет.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, жилых помещений в собственности и жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, истец не имеет, признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.
Следовательно, по смыслу приведённой ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО1 приобрел право на обеспечение жилым помещением по установленной действующим законодательством форме.
Согласно ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» №36-ЗАО дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа.
В статье 18 названного Закона определена норма предоставления жилого помещения - при предоставлении жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, указанным в статье 16 настоящего Закона, норма предоставления составляет для семьи из трех и более человек - 18 кв. метров общей площади на одного человека; из двух человек - 42 кв. метра общей площади на семью; из одного человека - 33 кв. метра общей площади.
Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что истец в установленном порядке был включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, потребность в обеспечении жилым помещением у истца возникала в июне 2012 года по окончанию ею учебного заведения.
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа № 36-ЗАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (статья 10), обязанность по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по оформлению документов возлагается на органы опеки и попечительства, которые ежегодно, в срок до 1 февраля текущего года, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере общий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с приложением учетных дел. Далее из данного списка уполномоченные органы местного самоуправления в жилищной сфере формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в срок до 1 мая текущего года направляют указанный список с приложением учетных дел, в орган исполнительной власти автономного округа в сфере жилищной политики для дальнейшего формирования, согласования и дальнейшего утверждения Губернатором автономного округа в срок до 15 июля текущего года.
Таким образом, в данном случае, обязанность по оформлению документов в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе ответственность за достоверность сведений, содержащихся в учётных делах, возлагается на перечисленные органы.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в силу положений действующего законодательства обеспечение указанной категории граждан жильём отнесено к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений относительно доводов другой стороны.
Исходя из смысла законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обеспечение жилищных прав граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится во внеочередном порядке.
При этом суд учитывает, что в силу действующего законодательства установлен принцип внеочередного обеспечения жильём граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом все предусмотренные законом условия для предоставления истице жилого помещения соблюдены: ФИО1 является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, впоследствии включена в список нуждающихся в жилых помещениях, однако до настоящего времени жильём не обеспечена, тогда как такое право у нее возникло в июне 2012 года, следовательно, жилищные права истца были нарушены.
Более того, согласно заявления ФИО1, предоставленного прокурору, она выразил волю на обращение в ее интересах в суд с требованием о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на территории <адрес> во внеочередном порядке.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании ст. 7 Конституции РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из системного толкования приведённых конституционных положений следует, что право истицы на жилище не может быть поставлено в зависимость от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе, от установления очерёдности или характера бюджетного планирования, поскольку потребность в обеспечении жильем у истца возникла в 2012 году.
При указанных обстоятельствах, истец ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилья, поскольку такое право у нее возникло, обязательство постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях возлагалось на орган опеки и попечительства, а не на ребенка.
Ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истице жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования являются обоснованными и подлежат безусловному удовлетворению.
В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ или порядок его исполнения. Рассрочка исполнения решения суд может применяться только в отношении тех обязательств, которые можно исполнить по частям.
Как установлено в судебном заседании, требования ответчика касаются изменения сроков исполнения решения суда.
Отсрочка и рассрочка исполнения судебного решения означает изменение срока исполнения судебного решения и перенос его на более поздний срок.
Основаниями для рассрочки или отсрочки исполнения решения суда, а также для изменения способа и порядка исполнения являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки или имеется способ, который суд считает наиболее удобным в данном случае.
Прокурор О.В. Мосиявич возражала против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения сроком на 4 месяца.
Однако суд учитывает, что для соблюдения всех установленных законом процедур ля предоставления истцу и передачи жилого помещения требуется время для размещения государственного заказа, проведения аукциона, регистрации права собственности на жилое помещение.
При таких обстоятельствах ходатайство представителя ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения заслуживают внимания суда, в связи с чем, ходатайство представителя ответчика ФИО7 об отсрочке исполнения решения подлежит удовлетворению судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Тазовского района в интересах ФИО1 к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение на условиях социального найма удовлетворить.
Обязать Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа вне очереди предоставить по договору социального найма ФИО1 благоустроенную квартиру, отвечающую установленным требованиям, и находящуюся в черте <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м.
Исполнение решения отсрочить сроком на четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
В окончательной форме решение суда изготовлено 14 сентября 2012 года.
Судья О.В. Богомягкова