Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1297 22 августа 2012 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Хакимовой З.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить социальную выплату,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить социальную выплату.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО с заявлением по предоставлению социальной выплаты для приобретения жилья за пределами <адрес>. Письмом ответчика № 3201-18-01\441 от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с п.44 (1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 153 (далее Правила). Этим же письмом он уведомлен, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ будет исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. С указанным решением он не согласен, поскольку квартира № 12 дома№57 по <адрес> является собственностью его дочери ФИО3 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. В указанной квартире он зарегистрирован и проживает, следовательно, является членом семьи ФИО3 При этом, ответчик не учел того, что его дочь ФИО3 не изъявляла свое желание на улучшение жилищных условий путем предоставления субсидии, в очереди не состояла. Кроме того, решение об исключении из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей принято ответчиком с учетом того, что он имеет в собственности квартиру №23 дома№15 по <адрес>, приобретенную им ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи с привлечением кредитных средств. Однако, указанное жилое помещение находится в залоге у ОАО «ВТБ» до полного погашения ипотечного кредита. При таких обстоятельствах он не мог быть снят ответчиком с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Просил суд признать незаконным отказ ответчика в предоставлении ему социальной выплаты для приобретения жилого помещения за пределами <адрес> и обязать ответчика предоставить ему социальную выплату для приобретения жилья за пределами <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации.
В судебное заседание ФИО5 ФИО8 не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики ФИО4 Колесников, действующий на основании доверенности, требования иска не признал. Суду пояснил, что федеральным законом № 125-ФЗ устанавливается право граждан на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета и условия предоставления социальных выплат. При подаче заявления о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами округа, истец и члены его семьи дали обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. При этом, истец является членом семьи ФИО3, что не отрицается им. Истец и члены его семьи имеют право получить жилищный сертификат и приобрести жилое помещение за пределами ЯНАО либо сохранить за собой и членами ее семьи право пользования спорным жилым помещением. Поскольку истец и члены его семьи отказались от передачи жилого помещения, истцу было отказано в оформлении и выдаче жилищного сертификата. Более того, ДД.ММ.ГГГГ к ответчику поступила информация о наличии у истца в собственности жилой квартиры в <адрес>. Следовательно, в силу ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ истец не имеет права на получение социальной выплаты. Просил суд отказать в удовлетворении требований ФИО1
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации муниципального образования <адрес> и Министерства регионального развития РФ, извещенных о дне и месте слушания дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Компетенция органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений определена в ст. 13 ЖК РФ.
Предоставление жилищных субсидий гражданам, изъявившим желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Из преамбулы указанного закона следует, что он устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 1 указанного закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж которых составляет не менее 15 календарных лет.
Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах или местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Из анализа выше приведенных норм следует, что право граждан на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее ДД.ММ.ГГГГ, продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, отсутствием жилья в других регионах или нуждаемостью в улучшении жилищных условий.В целях совершенствования деятельности по реализации указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Положение о регистрации граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу ст. 3 указанного закона, постановка на учет указанных граждан осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства граждан.
ФИО5 ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, проживает в <адрес> более 15 лет.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО5 ФИО8 обратился в администрацию муниципального образования <адрес> с заявлением о включении его в список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья за пределами автономного округа составом семьи 3 человека.
Решением общественной жилищной комиссии при Администрации <адрес> ФИО5 ФИО8 составом 3 человека включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2012 год.
Согласно материалов дела, в 2007 году ФИО5 ФИО8 состав семьи 3 человека включен в Сводный список граждан–участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по Ямало-Ненецкому автономному округу.
При постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья за пределами автономного округа, ФИО1 с условиями участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ознакомлен и согласился выполнять установленные требования, о чем имеется его подпись в заявлениях (л.д.89-91).
В соответствии с ч.2 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обремени, является данное им в подписании всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче государственного жилищного сертификата истцу ФИО1 отказано.
Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ФИО5 ФИО8 постоянно проживает и зарегистрирован в квартире №12 дома№57 по <адрес>, принадлежащей его родной дочери ФИО3 на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ и договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что он является членом семьи родной дочери ФИО3, истцом ФИО1 не оспаривается в исковом заявлении.
Следовательно, ФИО5 ФИО8 и его дочь ФИО3 являются членами одной семьи.
В судебном заседании также установлено, что по 1\3 доли в общей долевой собственности квартиры №12 дома №57 по <адрес> принадлежали истцу и его второй дочери ФИО6 и были подарены ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, предоставление обязательств о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения гражданином, претендующим на получение жилищного сертификата, в силу ст.6 ФЗ№125-ФЗ и п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» является обязательным.
Довод истца о том, что его дочь ФИО3 не желает выезжать за пределы районов Крайнего Севера и отказалась от улучшения жилищных условий путем получения социальной субсидии, не заслуживает внимания суда.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ истец имеет в собственности квартиру №32 дома№15 п<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГР Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 89-0-1-22\4200\2012-52.
Пунктом 44 Правил, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года» установлено, что для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы обязан предоставить все документы, перечисленные в данном пункте.
В случае не предоставления или неполного предоставления документов, указанных в п.44 Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, государственный сертификат не выдается.
При этом, в заявлениях о включении в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 ФИО8 указал, что он и члены его семьи жилых помещений постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеют.
При таких обстоятельствах истец и члены его семьи правомерно исключены ответчиком из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат, и в выдаче государственного жилищного сертификата истцу ФИО1 правомерно отказано ответчиком.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики <адрес> о признании решения незаконным и возложении обязанности предоставить социальную выплату оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья ФИО7