решение по гражданскому делу №2-1655\2012 о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1655

21 сентября 2012 года                     г.Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:         Богомягковой О.В.,

При секретаре судебного заседания:    Еременко Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий.

В обоснование иска указал, что в 1999 году был призван на службу в Вооруженные силы Российской Федерации и проходил службу <данные изъяты>. В период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был откомандирован в состав войсковой части , которая формировалась на территории <данные изъяты>, в качестве помощника гранатометчика ручных гранатометов внутренних войск и выполнял специальные задания, что подтверждается отметкой в военном билете. При увольнении в запас приказ командира военной части о периодах его участия в контртеррористических операциях ему выдан не был. ДД.ММ.ГГГГ им был направлен запрос начальнику Центрального архива Министерства обороны для подтверждения его участия в боевых действиях, на что был получен ответ, что документы за указанный период хранятся в Центральном архиве внутренних войск МВД России. Центральный архив внутренних войск МВД России также не располагает запрашиваемыми сведениями, т.к. документы указанной войсковой части хранятся до 1995 года включительно. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о получении удостоверения ветерана боевых действий, к которому приложил имеющиеся у него документы. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ о том, что УВД России по ЯНАО сделало запрос в войсковую часть, в которой он служил. Однако, о настоящего времени ответ на запрос не получен. Указал, что его сослуживец ФИО3 в 2009 году получил указанное удостоверение.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дне и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, уточнил заявленные требования, просил суд признать за истцом право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий» и возложить на ответчика обязанность выдать указанное удостоверение.

Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, требования иска не признала. Суду пояснила, что в материалах дела имеется выписка из приказа командира военной части согласно которой истец не принимал участия в проведении контртеррористических операций на территории <адрес>. Иные документы не могут служить подтверждением факта участия истца в контртеррористических операциях.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, а также ст. 2,3 ГПК РФ в судебном порядке подлежат защите реально нарушенные или оспариваемые права и свободы граждан.

Определение критериев для отнесения граждан к ветеранам боевых является прерогативой законодателя.

В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определен круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий.

В их число включены, в том числе военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с разделом 3 приложения к Федеральному закону «О ветеранах» действие статей 3 и 4 данного закона распространяется на лиц, принимавших участие в боевых действиях при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.

Данный Федеральный закон, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в статье 28 предусматривает, что реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявляемым ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что при прохождении срочной военной службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был откомандирован в состав войсковой части которая формировалась на территории Чеченской республики, в качестве помощника гранатометчика ручных гранатометов внутренних войск, что подтверждается отметкой в военном билете.

Указанное обстоятельство подтверждается также и справкой Объединенного военного комиссариата <адрес> №33 от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О борьбе с терроризмом», действовавшей в период участия истца в контртеррористических операциях на территории Чеченской республики, дано определение контртеррористической операции и зоны ее проведения- это «специальные меры, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции; зона проведения контртеррористической операции- отдельные участки местности или акватории. Транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».

Подразделения и воинские части привлекаются к участию в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции, который определяет зоны и границы проведения операции (ст. 9).

Таким образом, контртеррористическая операция проводится лишь на определенных участках местности и в определенное время, вопрос об отнесении конкретных дней службы в данном регионе, а также о фактических днях участия военнослужащего в контртеррористической операции должен решаться с учетом данных о характере деятельности каждого военнослужащего в эти дни.

Время и место выполнения боевых действий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона определяется командующим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ.

Период участия каждого военнослужащего, сотрудника органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы в боевых действиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона оформляется приказами командированных воинских частей, оперативных и иных групп с последующим их утверждением командующим Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в порядке, согласованным с Генеральным штабом вооруженных Сил Российской Федерации. Единственным полномочным органом, имеющим право привлекать военнослужащих и сотрудников к участию в контртеррористических операциях, является Региональный оперативный штаб, руководитель которого несет всю полноту ответственности за проведение фактического участия военнослужащих и сотрудников в конкретных КТО, место (границы зоны) их проведения, поэтому единственным основанием для производства дополнительных выплат являются только приказы, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба.

Приказы о выплатах, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба, возвращаются в соответствующие воинские части, органы и подразделения. Выписки из указанных приказов на военнослужащих и сотрудников, составляются и направляются в установленном порядке по месту их постоянной службы и являются основанием для производства соответствующих выплат.

Никакие другие документы- справки о нахождении в районе вооруженного конфликта, боевые распоряжения, журналы индивидуального участия в боевых действиях не могут служить подтверждением факта участия военнослужащего в контртеррористических операциях.

Таким образом, установление факта участия истца в контртеррористических операциях является исключительной прерогативой руководителя Регионального оперативного штаба, а единственным документом, подтверждающим факт участия истца в контретерристических операциях является приказ руководителя Регионального оперативного штаба.

В соответствии с п.п.3.3 п.3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российский Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел от ДД.ММ.ГГГГ №282 «О порядке выдачи удостоверений ветеранам боевых действий в системе МВД России» к таким подтверждающим документам относятся: для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с ДД.ММ.ГГГГ- выписка из приказов, изданных в соответствии в п.п. «в» п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в конртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

При этом, периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяется на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операциях, утвержденных руководителем Регионального штаба, а с ДД.ММ.ГГГГ- руководителем контртеррористической операции.

В судебном заседании с достоверностью установлено и следует из копии справки войсковой части , предоставленной ВРИО начальника штаба войсковой части , что в соответствии с приказами командира войсковой части истец не принимал фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории <адрес>.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности выдать удостоверение отказать.

Решение может быть обжаловано в суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ФИО6