Решение по гражданскому делу № 2-27/2012 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-27/2012

27 августа 2012 года г. Салехард.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи:          Богомягковой О.В.

при секретаре судебного заседания:     Хакимовой З.У.,

с участием прокурора: Мосиявич О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования г. Салехард к ФИО1 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения с установлением его выкупной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования г. Салехард обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о понуждении к заключению соглашения о выкупе жилого помещения.

В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что в соответствии с распоряжением главы Администрации МО г. Салехард № от ДД.ММ.ГГГГ дом <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. <адрес> принадлежит на праве собственности ответчику. ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение Главы Администрации города № «Об изъятии земельного участка» на котором расположен <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение Главы Администрации города № об изъятии жилого помещения» <адрес>, принадлежащей ФИО1 И. в соответствии с требованиями п. 10 ст. 32 ЖК РФ было предъявлено требование о сносе жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности каждого собственника многоквартирного жилого дома. От предъявленного требования ответчик отказался. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как собственнику жилого помещения, было предложено предоставить в управление жилищной политики пакет документов, предусмотренных законом. Ответчик в установленный срок отчёт о рыночной стоимости <адрес> в <адрес> и остальные документы, необходимые для заключения соглашения о выкупе – не представил. В связи с этим, в иске просил суд понудить ФИО1 заключить соглашение о выкупе принадлежавшего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и установить выкупную цену данного жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, уточнил требования, просил суд также понудить ответчика заключить соглашение о выкупе и на земельный участок, принадлежащей ФИО1 на праве собственности, а также установить его выкупную цену, в остальной части иска поддержал требования и доводы иска.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, требования иска не признали. Суду пояснили, что дом является непригодным для проживания, в таком состоянии находится длительное время. При этом решение межведомственной комиссии принято незаконно. Кроме того, представитель администрации не указал в исковом заявлении, что ответчику на праве собственности земельный участок, расположенный под жилым домом, доля ФИО1 в общей долевой собственности земельного участка составляет от общей площади земельного участка. Земельный участок также подлежит оценке и выкупу со стороны администрации Мо г. Салехард.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Собственником <адрес>, общей площадью ., и земельного участка под кадастровым номером , является ответчик ФИО1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Статьей 86 ЖК РФ установлено, что в связи со сносом дома обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на орган местного самоуправления, принявший решение о сносе.

Таким образом, принятие решения о сносе многоквартирного дома, признанного непригодным для проживания, сроков отселения жильцов и предоставлении жилых помещений взамен непригодных для проживания является компетенцией администрации муниципального образования г. Салехард.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения администрации муниципального образования г. Салехард от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с распоряжением администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью . изымается у собственника жилого дома<адрес>.

Статья 32 ЖК РФ определяет порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Частью 1 данной статьи установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, до рассмотрения дела по существу между сторонами соглашение о выкупе не заключено.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 статьи 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о сносе жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, находящихся в собственности собственника жилого дома, от данного предложения ответчик отказался.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования город Салехард издано распоряжение № «Об изъятии жилых помещений», согласно которому квартира <адрес>, принадлежащая ответчику на праве собственности, изымалась путем выкупа для нужд муниципального образования город Салехард.

ДД.ММ.ГГГГ истцом ответчику было предложено заключить соглашение о выкупе подлежащего изъятию жилого помещения на условиях предоставления денежной компенсации рыночной стоимости изымаемого жилого помещения, находящегося в собственности ответчика, также было предложено представить отчёт о рыночной стоимости квартиры <адрес>.

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что распорядительный акт об изъятии земельного участка под домом № <адрес> администрации муниципального образования г. Салехард соответствует компетенции органа местного самоуправления, ответчиком в установленном законодательством порядке оспаривался, однако, вступившим в законную силу решением Салехардского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований ФИО1 к администрации МО <адрес> отказано.

На основании частей 1 и 2 ст. 28.2 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Администрации автономного округа или органа местного самоуправления, принявших решение о сносе жилого помещения, уплатить выкупную цену за жилое помещение, подлежащее сносу.

Рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего сносу, определяется в соответствии с отчётом независимого оценщика об оценке выкупаемого жилого помещения.

Из представленного ответчиком отчёта об оценке рыночной стоимости жилого помещения – квартиры <адрес>, выполненного ИП ФИО6 следует, что рыночная стоимость данного жилого помещения составляет <данные изъяты>., а земельного участка- <данные изъяты>

Данный отчёт истцом оспаривался, поскольку в ходе судебного заседания была проведена техническая экспертиза, которая установила, что стоимость спорного жилого помещения и земельного участка составляет <данные изъяты>

Однако, отчет № об определении рыночной стоимости спорного жилого помещения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> суд не может принять во внимание, поскольку при проведении технической экспертизы экспертом ОГУП «ОЦТИ» не использовался сравнительный метод.

Кроме того, отчет составлен ДД.ММ.ГГГГ, к моменту вынесения решения суда изменилась стоимость жилых помещений в г. Салехард.

Ответчиком суду представлена справка ООО агентство недвижимости « Наш дом», согласно которой по состоянию на август 2012 года рыночная стоимость квартиры, аналогичной квартиры истца, составляет от <данные изъяты>.

Иных доказательств представителем истца в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит денежное возмещение за жилое помещение в размере <данные изъяты>. и за земельный участок -<данные изъяты> равноценными и соответствующими интересам собственника.

Довод представителя ответчика ФИО5 о том, что процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у ответчика не была соблюдена, суд находит ошибочными, основанными на неверном толковании жилищного законодательства, поскольку ответчиками после получения уведомления о сносе жилого помещения с отнесением затрат по сносу дома пропорционально общей площади квартир, был выражен отказ производить снос жилого помещения до истечения года, т.е. до истечения срока предусмотренного ч. 4 ст. 32 ЖК РФ со дня направления истцом соответствующего уведомления ответчикам. Указанное обстоятельство по смыслу ч.9 ст. 32 ЖК РФ предоставляет истцу право обратиться в суд с требованиями о выкупе жилого помещения. По смыслу названной нормы, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 28.1 Закона ЯНАО от 30.05.2005 г. «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в ЯНАО» № 36-ЗАО обеспечение жилищных прав граждан, являющихся собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания и подлежащих сносу, осуществляется путём выкупа указанных жилых помещений. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен сносимого жилого помещения другое жилое помещение на праве собственности, находящееся в черте данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с зачётом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с п.п. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Суд также не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Выкуп жилого помещения означает прекращение права собственности ответчика на квартиру <адрес> и прекращение его права пользования этой квартирой и земельного участка после выплаты им администрацией города Салехард выкупной цены в размере <данные изъяты> и земельного участка в размере <данные изъяты>.

Еще одним правовым последствием изъятия у ответчика принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения.

Оценивая указанные обстоятельства в совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Изъять жилое помещение и земельный участок, принадлежащее на праве собственности ФИО1, расположенные по адресу: <адрес>, путём выкупа в пользу администрации муниципального образования город Салехард, обязав ФИО1 заключить с администрацией муниципального образования город Салехард соглашение о выкупе указанного жилого помещения и земельного участка.

Установить выкупную стоимость квартиры <адрес> в размере <данные изъяты>, земельного участка- в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в размере <данные изъяты> в доход государства.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2012 года.

Судья                              О.В. Богомягкова.